Узел Маршара (австрийский)
Узел Маршара
Этот узел является потомком уже известного нам узла Прусика. Применяется для тех-же целей – как схватывающий узел. При этом он быстрее схватывается на верёвке чем узел Прусика. Меньше ползет на мокрых и обледенелых верёвках чем «Прусик» (который на обледенелых верёвках не держит вообще) следовательно – меньший риск при срыве отправится в «свободный полёт» с узлом в руках и грустью в глазах.
Вяжется он довольно быстро и легко. Одним из плюсов узла Маршара является его свойство ползти в одну сторону и схватываться при нагрузке с другой стороны. Это удобно использовать для подъёмов. Этот узел должен вязаться тонкой верёвкой вокруг толстой, чем больше разница диаметров верёвок, тем лучше он будет схватываться. Используется узел Маршара главным образом как страховочный узел в альпинизме. Еще его можно использовать для наведения верёвочных переправ и для подъёмов (вместо жумара).
Пятнадцать лучших морских узлов
Морские узлы
• 15 лучших морских узлов • Узлы для утолщения троса • Узлы для связывания двух тросов • Незатягивающиеся узлы • Затягивающиеся узлы • Незатягивающиеся петли • Затягивающиеся петли • Быстроразвязывающиеся узлы
- Простой узел.
- Восьмерка.
- Стивидорный узел.
- Кровавый узел.
- Пожарная лестница.
- Многократная восьмерка.
- Устричный узел.
- Юферсный узел.
- Дубовый узел.
- Фламандский узел.
- Водяной узел.
- Бабий узел.
- Тещин узел.
- Прямой узел.
- Воровской узел.
- Хирургический узел.
- Академический узел.
- Плоский узел.
- Кинжальный узел.
- Травяной узел.
- Пакетный узел.
- Рыбацкий узел.
- Змеиный узел.
- Ткацкий узел.
- Разносторонний узел.
- Польский узел.
- Шкотовый узел.
- Брамшкотовый узел.
- Докерский узел.
- Скорняжный узел.
- Лиановый узел.
- Охотничий узел.
- Простой полуштык.
- Простой штык.
- Коечный штык.
- Простой штык со шлагом.
- Простой штык с двумя шлагами.
- Штык с обносом.
- Рыбацкий штык (якорный узел).
- Обратный штык.
- Мачтовый штык.
- Портовый узел.
- Буксирный штык.
- Самозатягивающийся узел.
- Самозатягивающийся узел с полуштыком.
- Коровий узел.
- Глухая петля.
- Выбленочный узел.
- Задвижной штык.
- Констриктор.
- Двойной констриктор.
- Питонов узел.
- Шахтерский узел.
- Пикетный узел .
- Гафельный узел.
- Лисельный узел.
- Фаловый узел.
- Щучий узел.
- Верблюжий узел.
- Стопорный узел.
- Качельный узел.
- Зигзаговый узел.
- Паловый узел.
- Битенговый узел.
- Удавка с полуштыками.
- Дубовая петля.
- Жилковая петля.
- Фламандская петля.
- Хонда.
- Эскимосская петля.
- Совершенная петля.
- Рыбацкая петля.
- Бурлацкая петля.
- Ездовая петля.
- Травяная петля.
- Беседочный узел.
- Двойной беседочный узел.
- Боцманский узел.
- Французский топовый узел.
- Топовый узел.
- Южный крест.
- Бегущий простой узел.
- Скользящая восьмерка.
- Скользящая глухая петля.
- Бегущий булинь.
- Силковый узел.
- Эшафотный узел.
- Затягивающая удавка.
- Пьяный узел.
- Кандальный узел.
- Развязывающийся простой узел.
- Развязывающаяся восьмерка.
- Развязывающийся бегущий простой узел.
- Рифовый узел.
- Двойной рифовый узел.
- Развязывающийся ткацкий узел.
- Калмыцкий узел.
- Развязывающийся самозатягивающийся узел.
- Шлюпочный узел.
- Мельничный узел.
- Мокрый полуштык.
- Курьерский узел.
- Ведерный узел.
- Пиратский узел.
Пятнадцать лучших морских узлов
Беседочный узел или булинь. Незатягивающаяся петля. Применим почти во всех случаях работы с тросами в морской практике. Считается самым лучшим узлом.
Улучшенный кинжальный узел. Предназначен для связывания двух тросов.
Плоский узел. Предназначен для связывания двух тросов. Можно связывать даже стальные тросы.
Фламандский узел. Предназначен для связывания двух тросов.
Фламандская петля. Незатягивающаяся петля.
«Восьмерка». Предназначена для утолщения троса.
Фаловый узел. Предназначен для крепления троса к предмету.
Простой штык с двумя шлагами. Предназначен для крепления троса к предмету.
Удавка. Предназначена для крепления троса к предмету. Чаще всего к дереву.
Рыбацкий штык. Якорный узел. Предназначен для крепления троса к предмету. Чаще всего к якорю.
Затягивающаяся удавка. Затягивающаяся петля. Предназначена для крепления троса к предмету.
Стопорный узел. Предназначен для увеличения диаметра троса для предотвращения выскальзывания из блока.
Прямой узел. Предназначен для связывания двух тросов.
Рифовый узел. Быстроразвязывающийся узел. Предназначен для связывания двух тросов.
Португальский булинь. Незатягивающаяся двойная петля. Аналогичен простому булиню. Применяется в тех случаях, когда нужно завязать на одном конце две петли.
Узлы для утолщения троса
Простой узел
Это самый простой из всех известный узлов. Чтобы завязать его, надо ходовым концом троса сделать полуузел за его коренной конец. Его можно завязать на конце или на средней части троса. Для этого ходовой конец троса один раз обносят вокруг его коренной части и пропускают в образовавшуюся петлю. В зависимости от того, как он завязан, простой узел может быть левым или правым. Это не только самый простой из всех узлов, но и самый маленький по размеру. При натяжении троса он так сильно затягивается, что подчас его очень трудно развязать. К нему как нельзя лучше подходит русская народная пословица: «Не велик узелок, да крепко затянут». Этот узел, как ни один другой портит трос, так как сильно его изгибает.
Восьмерка
Этот узел считается классическим. Он составляет основу полутора десятка других, более сложных узлов различного назначения. В том виде, в каком он изображен здесь, этот узел в морском деле служит отличным стопором на конце троса, чтобы последний не выхлестывался из шкива блока. В отличие от простого узла он даже при сильной тяге не портит трос и его всегда можно легко развязать. Чтобы связать восьмерку, надо ходовой конец троса обнести вокруг коренного и затем пропустить его в образовавшуюся петлю, но не сразу, как в простом узле, а заведя сначала его за себя же. Этот узел можно применить для веревочных ручек деревянного ведра или бадьи, если веревка проходит сквозь два отверстия на выступающих концах деревянных клепок. В этом случае, продев веревку в оба отверстия, на ее концах с внешних сторон клепки завязывают по восьмерке. Двумя восьмерками можно надежно прикрепить веревку к детским санкам. Чтобы рука не соскальзывала с конца собачьего поводка, советуем завязать восьмерку. Кроме этого, она неплохо служит для крепления струн к колкам скрипок, гитар мандолин, балалаек и других музыкальных инструментов.
Стивидорный узел
Как и восьмерка, этот узел является стопором для тросов, проходящих через шкивы блоков. Вяжется он таким же способом, стой лишь разницей, что ходовой конец вводится в петлю после того, как будет обнесен вокруг коренного конца троса дважды. При затягивании этого узла надо следить, чтобы шлаги на коренном конце не перекрутились и не проскочили в петлю. Затянутый стивидорный узел легче развязать, если потянуть за петлю, которая находится ближе к коренному концу. Название этого узла американского происхождения. Оно впервые появилось в толковом словаре английского языка Уэбстера в 1890 году. Составители этого словаря заимствовали его из руководства по вязке узлов, выпущенного американской канатной .
Кровавый узел
От простого узла этот узел отличается тем, что его ходовой конец, будучи введен в петлю, еще один раз обносится вокруг коренной части троса. Это почти вдвое увеличивает размеры узла. Существуют два способа вязки таких узлов. Если число узелков не превышает трех, шлаги ходовым концом троса делают внутрь петли (а.), а если оно больше, то вокруг коренной части троса и его ходовой конец пропускают внутрь (б.). С далеких времен парусного флота такие многократные простые узлы у моряков разных стран назывались «кровавыми». В реестре наказаний матросов военных флотов прошлого фигурирует забытое в наши дни избиение линьками и плетьми, которые именовались «кошками». Они представляли собой плетку из пенькового троса, имевшую от семи до тринадцати косичек, но чаще — девять. Каждая из косичек заканчивалась узлом, на котором было от двух до десяти шлагов. «Кошки» подразделялись на простые и воровские. Последние были более тяжелыми. Ими секли за кражу. В зависимости от проступка, матрос в наказание мог получить от одной до двенадцати дюжин. Обычно после третьего удара по спине провинившегося появлялась кровь, так как узлы, туго затянутые на концах косичек «кошки», прорезали кожу (отсюда и название узла). После первой дюжины ударов окровавленные косички «кошки» слипались в один жгут и удары становились нестерпимыми, матросы теряли сознание и умирали с состоянии шока. Чтобы не терять таким образом в мирное время хорошо натренированных матросов, Британское адмиралтейство в середине XXVII века издало ханжеский приказ: после первой дюжины ударов помощник боцмана обязан был расплести слипшиеся от крови косички «кошки». Эта процедура носила название «расчесать кошку». До сих пор в современном английском языке сохранилось идиоматическое выражение «To scratch the cat» — «расчесать кошку», которое, напоминая о варварском наказании на кораблях, теперь имеет значение «облегчить страдание».
Пожарная лестница
«Пожарная лестница» состоит из серии простых узлов, которые очень быстро вяжутся один за другим. Вязка этого узла начинается с формирования калышек, заведенных друг за друга. Возьмите в левую руку ходовой конец троса, отступя от его края 15-20 см. Сделайте первую калышку диаметром не более 10 см. таким образом, чтобы коренной конец троса был снизу. Затем сделайте точно такую же калышку и прижмите большим пальцем левой руки к кончикам остальных. Точно таким же образом сделайте 5-7 калышек, ровно уложенных одна на другую. Чтобы они не съезжали и не перепутывались, наденьте их на вытянутые вверх пальцы (кроме большого) левой руки. У вас получится своего рода веревочный «стаканчик». Осторожно снимите его с пальцев так, чтобы он не рассыпался и не сплющился. Теперь ходовой конец, который вы держали в левой руке, пропустите внутрь этого «стаканчика» на левую ладонь и обхватите его со всех сторон пятью пальцами. Загнутыми кончиками пальцев правой руки придерживайте верхний шлаг «стаканчика» и медленно, без рывков, тяните за ходовой конец троса, торчащий из стаканчика вверх. По мере вытягивания этого ходового конца на нем будут завязываться простые узлы. Их число будет соответствовать числу сделанных калышек, а расстояние между ними — длине их окружности. В повседневной деятельности моряков, верхолазов-монтажников, строителей, пожарных, горноспасателей и скалолазов нередко возникает необходимость в использовании так называемого шкентеля с мусингами. Шкентелем на флоте называют вертикально висящий трос, закрепленный за что-нибудь верхней частью, а мусингами — утолщениями на нем, вплетенные в него в виде узлов, через равные промежутки. Но изготовленный шкентель с мусингами не всегда оказываются под рукой. В такой ситуации выручает «пожарная лестница».
Многократная восьмерка
Представьте себе, что вам необходимо обвязать веревкой большую картонную коробку, тюк или старый чемодан. Сделав это, вы обнаружили, что полтора метра веревки остались неиспользованными. Обвязав ходовой конец веревки вокруг ее части, за которую вам предстоит нести этот груз, многократной восьмеркой вы не только укоротите веревку, но и сделаете удобную ручку для этой ноши. Чтобы узел получился ровным и тугим, по мере его завязывания утягивайте каждый шлаг, передвигая его к предыдущему. Если вам потребуется потом использовать всю длину веревки, многократную восьмерку нетрудно развязать. Как бы сильно она ни была затянута, веревки она не испортит. Узел может быть применен во всех случаях, когда возникает необходимость временно укоротить трос или исключить ненадежную часть его длины из работы, если есть опасение, что он оборвется. Многократная восьмерка — неплохая ручка и для собачьего поводка и для детских санок.
Устричный узел
У этого узла есть одна особенность завязывания: он затягивается в два приема (а.). Сначала завяжите бегущий простой узел и затяните его. Пропустив ходовой конец троса в петлю, еще раз затяните узел. Если устричный узел затягивать в один прием, то он формируется неправильно. На схеме (б.) показан рисунок устричного узла, свидетельствующий о его симметричности. В таком виде он может служить неплохим декоративным узлом-орнаментом для отделки женского платья или рисунком для вышивания. Несмотря на свое название, этот узел, как и восьмерка, благодаря своей симметрии, с успехом применяется музыкантами для крепления на колках струн скрипки, гитары, мандолины и других музыкальных инструментов. По своим размерам затянутый устричный узел намного больше восьмерки, поэтому его используют в тех случаях, когда отверстия на колках по каким-либо причинам больше, чем нужно для той или иной струны.
Юферсный узел
На схеме даны два способа его вязки. Первый способ (а.), основанный на простом узле, предусматривает ввод ходового конца в петлю снизу между коренным и ходовым концами с последующим пропуском его под себя. Второй способ вязки юферсного узла (б.) предусматривает завязывание восьмерки и протаскивание обоих концов в соответствующие ее петли, как это показано двумя стрелками. Этот старинный морской узел во времена парусного флота применялся для натягивания вант с помощью тросовых талрепов и юферсов. Его вязали на конце талрепа, чтобы последний задержать в отверстии юферса.
Дубовый узел
Моряки применяют его лишь в исключительных случаях, когда возникает необходимость очень быстро связать два троса. Хотя соединение растительных тросов дубовым узлом вполне надежно, оно имеет серьезный недостаток: сильно затянутый узел очень трудно потом развязать, особенно если он намок. Кроме того, завязанный таким узлом трос имеет меньшую прочность и при работе создает опасность за что-нибудь зацепиться при своем движении. Единственные его положительные качества — это скорость, с которой его можно завязать, и надежность. Чтобы соединить два троса, их концы нужно сложить вдоль вместе и, отступив 15-20 сантиметров от краев, завязать простым узлом оба конца как одно целое. Не пытайтесь связывать этим узлом синтетические тросы и леску: на них он ползет.
Фламандский узел
Это один из древнейших морских узлов, который применяли на кораблях для соединения двух тросов, как тонких, так и толстых. Фактически это та же восьмерка, завязанная двумя концами. существует два способа вязки этого узла. Сначала на конце одного из связываемых вместе тросов сделайте восьмерку. Навстречу выходу из нее ходового конца введите ходовой конец второго троса и повторите фигуру 8, завязанную на первом тросе. После этого, ухватившись за каждые два конца, слева и справа, равномерно начинайте затягивать узел, стараясь сохранить его форму. Для окончательной затяжки узла тяните за коренные концы тросов (см.рис.). Чтобы соединить два троса фламандским узлом вторым способом, ходовые концы связываемых тросов положите параллельно навстречу один другому так, чтобы они примерно по длине одного метра касались друг друга. На этом месте двумя сложенными вместе тросами завяжите восьмерку. При этом вам придется обносить вокруг и продевать в петлю вместе с коротким ходовым концом одного из тросов и длинный коренной. Именно в этом и состоит неудобство второго способа вязки фламандского узла. Соединение двух тросов фламандским узлом считается очень прочным. Этот узел, даже будучи сильно затянут, не портит трос, и его сравнительно легко развязать. Кроме того, он обладает превосходным качеством — не скользит в надежно держит на синтетической рыболовной леске.
Водяной узел
Не менее прочным считается соединение двух тросов водяным узлом. Чтобы завязать его, положите связываемые тросы концами навстречу друг другу так, чтобы их концы шли параллельно и касались один другого. Держа в одной руке ходовой и коренной концы двух разных тросов, начинайте вязать ими дубовый узел, но вместо одного обноса коренного конца сделайте два. Прежде чем окончательно затянуть узел, проверьте, чтобы одна пара концов выходила из петли сверху, а вторая — снизу, как это показано на схеме. Водяной узел прост и надежен. На флоте он не нашел широкого применения, потому что при сильной тяге так затягивается, что развязать его очень трудно.
Бабий узел
Сколько иронии и пренебрежения можно услышать со стороны моряков в адрес этого примитивного и, к сожалению, твердо внедрившегося в наш быт узла. Это именно то, чего не должны делать моряки — завязывать этот узел. Флотский человек, незадачливо завязавший бабий узел даже на берегу, будет наверняка осмеян своими коллегами. Мол, это — позор для флота. Но, увы, среди людей сухопутных этот узел — универсал. Подавляющее большинство людей, не знакомых с такелажным делом, или те, кто по своей профессии не имеет дела ни с веревками, ни с канатами, ни с нитками, применяют бабий узел во всех случаях, когда им требуется что-нибудь привязать, связать или обвязать. Создается впечатление, что люди, усвоив этот узел в детстве, настолько сильно уверовали в его утилитарность, что не хотят и слышать о каких-то других сложных морских узлах. А тем не менее, если говорить серьезно, то этот узел предатель за всю историю человечества наделал много бед в даже унес немало человеческих жизней. Бабий узел представляет собой два полуузла, завязанных последовательно один над другим в одну и ту же сторону. Если им связать две веревки и потянуть, то сразу же видно, что он начинает перемещаться по веревке, скользить вдоль нее. А если его завязать близко от одного из связываемых концов веревки, то при тяге он может соскользнуть и наверняка соскользнет, если связываемые веревки разной толщины. К сожалению, об этом далеко не все знают и продолжают им пользоваться. В нашей стране свое название этот узел получил в связи с тем, что испокон веков женщины завязывали им концы головных платков. За рубежом его называют «бабушкиным», «дурацким», «телячьим», «ложным», «салаговым» узлом. Но, как ни странно, бабий узел применяют в своей работе моряки и рыбаки некоторых стран. Помимо его отрицательных качеств (скользить и не поддаваться развязыванию), они уловили одно его положительное свойство — при определенных условиях мгновенно превращаться в простой штык — в один из самих простых и надежных морских узлов для закрепления швартова судна на берегу за пал, кнехт или причальную тумбу. Но чтобы при швартовке завязать простой штык, нужно сойти с судна на берег и сделать это непосредственно у пала или подать на берег конец, чтобы это сделали стоящие на берегу. Но, оказывается, простой штык можно завязать за причальную тумбу, не сходя с судна на берег. И делается это с помощью презираемого моряками бабьего узла… Для этого на конце троса, который намерены подать на берег для крепления его простым штыком вокруг пала, делается петля, ходовой конец которого связывается с коренным концом бабьим узлом, который до конца не затягивают. С борта судна эту петлю набрасывают на пал. При рывке за коренную часть швартова бабий узел превращается в простой штык.
Тещин узел
Некоторые люди, связывая две веревки вместе, каким-то образом умудряются завязать так называемый «тещин» узел, в чем-то напоминающий бабий. Если у последнего ходовые концы выходят из узла с одной стороны, то у тещиного узла они выходят с разных сторон по диагонали. «Тещин» узел столь же коварен, как и бабий (если не более). Применять его ни в коем случае не следует ни при каких обстоятельствах.
Прямой узел
Археологические находки свидетельствуют о том, что примерно за три тысячи лет до нашей эры им пользовались египтяне. Древние греки и римляне называли его Nodus Hercules — геркулесовым или геракловым узлом, потому, что мифический герой Геракл им завязывал на своей груди передние лапы шкуры убитого им льва. Римляне применяли прямой узел для сшивания ран и лечения переломов костей. Он представляет собой два полуузла, последовательно завязанных один на другим в разные стороны. Это обычный самый простой способ его вязки (рис.а). Моряки, которые этим узлом пользуются со времен глубокой древности для связывания тросов, применяют другой способ вязки (рис.б). Ткачи, которые применяют прямой узел, для связывания оборвавшихся нитей пряжи, завязывают его по-своему, особым, удобным им способом (рис.в). При больших нагрузках на связанные тросы, а также при намокании тросов прямой узел сильно затягивается. Как же развязывается прямой (рифовый) узел, который так затягивается, что его нельзя будет развязать и придется резать. Прямой узел, даже намокший и сильно затянутый, развязывается очень просто, за 1 — 2 секунды. Завяжите прямой узел, как показано на схеме (г). Возьмите в левую руку концы А и Б, а в правую — концы В и Г. Сильно потяните их в разные стороны и как можно туже затяните узел. После этого возьмите в левую руку коренной конец А (чтобы он не выскальзывал из кисти руки, сделайте пару шлагов вокруг ладони). В правую руку возьмите ходовой конец Б (его также можно намотать на ладонь.). Резко и сильно дерните концы в разные стороны. Не выпуская из левой руки конец А, правой зажмите в кулак оставшуюся часть узла, удерживая ее большим и указательным пальцами. Коренной конец А потяните в левую сторону — узел развязан. Весь секрет заключается: в том, что при рывке концов А и Б в разные стороны прямой узел превращается в два полуштыка и полностью утрачивает все свои свойства. Он также легко развязывается, если вы возьмете в правую руку коренной конец Г и сильно потянете ходовой конец В влево. Только в этом случае конец Г нужно потом тянуть вправо, а оставшуюся часть узла (полуштыки) — влево. Развязывая таким способом прямой узел, помните, что, если вы дернули ходовой конец право, за коренной тяните влево и наоборот. При развязывании прямого узла не следует забывать, что с какой силой он был затянут, с такой же силой надо и дергать за один из его ходовых концов.
Воровской узел
С первого взгляда он почти не отличается от прямого узла и кажется, что он ему сродни. Но если приглядеться, то становится ясным, что ходовые концы воровского узла выходят из него по диагонали. Воровской узел, как и бабий, и «тещин» узлы, показаны для наглядности, чтобы подчеркнуть их сходство и различие с прямым узлом. Пользоваться этими четырьмя узлами не рекомендуется, так как они ненадежны для связывания двух тросов. Любопытно происхождение названия «воровской узел». Оно появилось на английских военных кораблях в начале ХVII века. Хищение королевской собственности и кражи личных вещей матросов на кораблях Британии считались обычным явлением. В те годы матросы военных кораблей хранили свои незамысловатые пожитки и пищу, в основном в виде галет, в небольших парусиновых мешках. Мешок, естественно, на замок не закроешь, его можно только завязать. Как правило, матросы завязывали свои личные мешки прямым узлом. Воры, в основном из числа новобранцев, еще не привыкших к голодному корабельному рациону, совершив кражу чужих галет, не могли правильно завязать узел, которым был завязан мешок. Они вязали нечто похожее — узел, который моряки стали называть воровским. Существует и вторая версия о происхождении этого названия: чтобы доказать акт хищения из мешка, владелец умышленно завязывал очень похожий на прямой узел, а вор, не обратив внимания на подвох, завязывал ограбленный мешок прямым узлом. Но как бы там ни было, происхождение самого узла, как и его название, связано с Флотом.
Хирургический узел
Ими до сих пор пользуются хирурги для завязывания нитей лигатур при остановке кровотечения и для сшивания тканей и кожи. В наши дни медицина еще не откзалась от применения узлов, и врачи умело их используют. При полостных операциях хирургам приходится накладывать швы из кетгута (особого материала, получаемого из слизистого слоя кишок барана или овцы), который через 3 — 4 недели рассасывается. При завязывании кетгут скользит, и, делая на нем узлы, хирурги пользуются особыми зажимами. При микрохирургических операциях медики пользуются чрезвычайно тонким шовным материалом — синтетической нитью в 10 — 200 раз тоньше человеческого волоса. Завязать такую нить можно только при помощи специальных зажимов под операционным микроскопом. Эти нити используют при сшивании стенок кровеносных сосудов, например при реплантации пальцев кисти, при сшивании отдельных нервных волокон. В основном они применяют бабий, прямой, выбленочный, хирургический узлы и так называемый узел «констриктор». При завязывании хирургического узла сначала делают один за другим два полуузла двумя концами, которые после этого тянут в разные стороны. Затем сверху завязывают, но уже в другую сторону, еще один полуузел. В результате получается узел, очень схожий с прямым. Принцип узла состоит в том, что первые два полуузла не дают двум концам разойтись в разные стороны, пока вяжут сверху еще один полуузел. Этим узлом удобно воспользоваться, когда есть необходимость стянуть и обвязать веревкой какой-нибудь упругий тюк или ношу и затянутую первую половину узла на веревке, не отпуская руками ее концов, приходится прижимать коленом.
Академический узел
Он очень схож с хирургическим узлом, отличаясь лишь тем, что вместо одного второго полуузла он имеет их два. От своего, если можно сказать, прародителя — прямого узла он отличается тем, что ходовой конец троса обносят вокруг ходового конца другого троса дважды, после чего ходовые концы ведут навстречу друг округу и снова обносят их дважды. Иными словами, внизу два полуузла и сверху два полуузла, но завязанных в противоположную сторону. Это дает ему преимущество в том, что при большой нагрузке на трос он не так сильно затягивается, как прямой узел, и его легче развязать обычным способом.
Плоский узел
Он издавна считался одним из самых надежных узлов для связывания тросов разной толщины. Им связывали даже якорные пеньковые канаты и швартовы. Имея восемь переплетений, плоский узел никогда сильно не затягивается, не ползет и не портит трос, поскольку не имеет крутых перегибов, и нагрузка, приходящаяся на тросы, по узлу распределяется равномерно. После снятия нагрузки на трос этот узел легко развязать. Принцип плоского узла заключается в его форме: он действительно плоский, и это дает возможность выбирать связанные им тросы на барабаны шпилей и брашпилей, на вельпсах которых его форма не нарушает ровное наложение последующих шлагов. В морской практике существует два варианта вязки этого узла: незатянутый узел с прихваткой его свободных ходовых концов к коренным или полуштыками на их концах (а) и без такой прихватки, когда узел затягивается (б). Завязанный первым способом плоский узел (в этом виде его называют узлом Жозефины) на двух тросах разной толщины почти не меняет своей формы даже при очень большой тяге и легко развязывается, когда нагрузка снята. Второй способ вязки применяется для связывания более тонких, нежели якорные канаты и швартовы, тросов, причем одинаковой или почти одинаковой толщины. При этом завязанный плоский узел рекомендуется сначала затянуть руками, чтобы при резкой тяге он не перекрутился. После этого, когда на связанный трос дана нагрузка, узел некоторое время ползет и перекручивается, но, остановившись, держит прочно. Он развязывается без приложения особых усилий сдвигом петель, охватывающих коренные концы. Как уже говорилось, у плоского узла восемь пересечений тросов и, казалось бы, что завязать его можно по-разному существует 256 различных вариантов его завязывания. Но практика показывает, что далеко не каждый узел из этого числа, завязанный по принципу плоского узла (попеременное пересечение встречных концов с под и над), будет надежно держать. Девяносто процентов, из них ненадежны, а некоторые даже опасны для связывания тросов, предназначенных для сильной тяги. От изменения последовательности пересечения связываемых тросов в плоском узле зависит его принцип, и достаточно чуть-чуть изменить этот порядок, как узел получает другие отрицательные качества. Перед тем как применить этот узел на практике для какого-либо ответственного дела, нужно сначала точно запомнить схему его и связывать тросы именно по ней без каких-либо, даже самых незначительных отклонений. Только в этом случае плоский узел сослужит вам верную службу и не подведет. Этот морской узел незаменим для связывания двух тросов (даже стальных, на которые будет приложено значительное усилие, например при вытаскивании трактором застрявшего в грязи на полколеса тяжелого грузовика).
Кинжальный узел
В зарубежной практике такелажного дела этот узел считается одним из лучших узлов для связывания двух тросов большого диаметра. Он не очень сложен по своей схеме и весьма компактен, когда затянут. Его удобнее всего завязать, если сначала ходовой конец троса уложить в виде фигуры цифры 8 сверху коренного. После этого вытянутый ходовой конец второго троса продеть в петли, пропустить под среднее пересечение восьмерки и вывести над вторым пересечением первого троса. Далее ходовой конец второго троса нужно пропустить под коренной конец первого троса и ввести его в петлю восьмерки, как указывает стрелка. Когда узел затянут, два ходовых конца обоих тросов торчат в разные стороны. Кинжальный узел нетрудно развязать, если ослабить одну из крайних петель.
Травяной узел
Несмотря на свое название, этот элементарный узел вполне надежен и может испытывать сильную нагрузку. Кроме этого, он легко развязывается при отсутствии тяги. Принцип узла — полуштыки чужими концами (а). Иногда нам приходится связывать два ремня: или две ленты, ну, скажем, вожжи. Для этой цели «травяной» узел очень удобен (б). Его можно завязать, изменив немного «тещин» узел или начав с полуштыков, как это показано на схеме (а). При затягивании «травяного» узла за коренные концы узел перекручивается и принимает другую форму. Когда он затянут окончательно — два ходовых конца смотрят в одну сторону.
Пакетный узел
Его название говорит о том, что он удобен для завязывания пакетов и свертков. Он прост, оригинален и рассчитан на быструю вязку. Пакетный узел чем-то напоминает травяной. По своей прочности он не уступает последнему.
Рыбацкий узел
В России этот узел издавна имел три названия — лесовый, рыбацкий и английский. В Англии его называют английским, в Америке — речным или водницким узлом. Он представляет собой комбинацию двух простых узлов, завязываемых ходовыми концами вокруг чужих коренных концов. Чтобы связать два троса рыбацким узлом, нужно положить их навстречу друг другу и одним концом сделать простой узел, а второй конец пропустить через его петлю и вокруг коренного конца другого троса и тоже завязать простой узел. Потом нужно сдвинуть обе петли навстречу друг другу, чтобы они сошлись вместе, и затянуть узел. Рыбацкий узел, несмотря на его простоту, безбоязненно можно применять для связывания двух тросов примерно одинаковой толщины. При сильной тяге он так крепко затягивается, что практически его уже не развязать. Он широко применяется рыболовами для связывания лески (не синтетической) и для крепления к леске поводков.
Змеиный узел
Этот узел считается одним из самых надежных узлов для связывания синтетических рыболовных снастей. Он имеет достаточно много переплетений, симметричен и сравнительно компактен, когда затянут. При определенном навыке им можно даже связывать струны рояля. Для этого место связки струны нужно тщательно обезжирить и покрыть шеллаком. Змеиный узел можно с успехом применять для связывания двух тросов, изготовленных из любых материалов, в случае, когда требуется прочное, надежное соединение.
Ткацкий узел
В ткацком деле насчитывается примерно два десятка оригинальных узлов для связывания оборвавшейся нити пряжи и для подключения новых катушек. Главные требования, предъявляемые спецификой производства к каждому ткацкому узлу, это быстрота, с которой можно его завязать, и компактность узла, обеспечивающая свободное прохождение нити через станок. Опытные ткачи поистине виртуозы по вязке своих хитроумных узлов. Они связывают оборвавшуюся нить буквально за секунду. Им приходится это делать, не останавливая станка. Почти все ткацкие узлы созданы в первую очередь для мгновенного связывания, чтобы в случае обрыва нити обеспечивалась бесперебойная работа ткацких машин. Некоторые из ткацких узлов имеют большое сходство с морскими узлами, но отличны от последних способом завязывания. Некоторые ткацкие узлы уже давно были заимствованы моряками в своем первозданном виде и надежно им служат. Ткацкий узел, можно назвать «родным братом» шкотового узла. Отличие лишь в способе его завязывания и в том, что последний ввязывают в кренгельс или в огон паруса, в то время как ткацкий узел вяжется двумя тросами. Принцип ткацкого узла считается классическим. Поистине это воплощение надежности и простоты.
Разносторонний узел
Этот узел сродни ткацкому по своему принципу. Разница лишь в том, что в завязанном узле ходовые концы смотрят, в разные стороны — это очень важно при связывании нитей пряжи. Ни по простоте, ни по прочности он не уступает ткацкому узлу и так же быстро завязывается. Этот узел знаменит также тем, что на его основе можно завязать «король узлов» — беседочный узел.
Польский узел
Его можно рекомендовать для связывания тонких тросов. Он находит широкое применение в ткацком деле и считается надежным узлом.
Шкотовый узел
1Следующая ⇒
Удавка полуштыками
Удавка полуштыками
Это довольно интересный и удобный узел, который можно использовать во многих жизненных ситуациях. Например, подтащить бревно или закрепить верёвку на дереве (для нужд альпинизма применять данный узел не стоит). Именно таким узлом крепят тетиву на луке и гитарные струны. Как вы уже могли догадаться, держит удавка только когда верёвка под натяжением. Когда-же нагрузка снимается, то узел почти полностью развязывается. При завязывании и затягивании удавки важно, чтобы верёвка не переламывалась через петлю, иначе сильно упадет ее прочность (мы ведь помним, что чем больше у верёвки перегиб и сдавливание, тем меньше ее прочность в месте этого перегиба).
Как я говорил, для альпинизма и туризма этот узел использовать не желательно. Но, если требуется навести неответственную переправу, где верёвка не будет испытывать значительных нагрузок и в случае срыва человека, он не получит травм, то можно применить удавку. Примером может служить наведение переправы через небольшую и не глубокую речку или ручей, где в случае срыва можно только намокнуть. В случае такого применения, нужно дополнительно завязать контрольный узел, а можно даже штыкэ. Тогда и крепление будет безопасным и жестким, и снимать переправу будет легко.
Ткацкий
Ткацкий
Этот узел является достаточно простым способом связать верёвки одного диаметра. Кроме того, после его затяжки сам узел становится достаточно компактным. По сути, ткацкий узел, это просто две «контрольки». Кстати, после его завязывания необходимы контрольные узлы на обоих верёвках.
Плюсы ткацкого узла: компактность, быстрота связывания и относительная надежность соединения. Минусы: очень сильное затягивание (вплоть до невозможности развязать), ослабление верёвки и необходимость вязать контрольные узлы.
Этим узлом хорошо соединять две нитки для шитья (компактность узла), но плохо использовать для альпинизма и туризма.
В настоящее время система профессиональной подготовки пожарных предусматривает изучение четырёх узлов для закрепления спасательной верёвки за конструкцию, одного узла для подъёма оборудования на высоту, а также способ спасания пострадавшего с высоты («двойная спасательная»).
Однако карабин, спасательная верёвка и спусковое устройство в сумме дают гораздо больше возможностей!
Споры между отечественными спасателями («историческими выходцами из альпинизма») и пожарными («имеющими всего 4 пожарных узла») о том, нужен ли альпинизм в пожарной охране, и какие узлы обязан знать каждый пожарный, не утихнут, пожалуй, ещё долгое время.
Существует также разница в подходах между промышленным (и спасательным) альпинизмом с его многократным запасом прочности и АРИСП, где для спасания жизни участника тушения пожара нужно минимальное количество узлов, одна верёвка и грубая физическая сила — на большее в условиях активной фазы пожара и, зачастую, нулевой видимости, рассчитывать не приходится.
В этой статье мы не будем обсуждать, почему альпинизм обошёл пожарную охрану. И тем более не будем задавать вопрос, почему за время взаимодействия спасатели не научили пожарных основам альпинизма.
Скорее всего, тайна кроется в истории нашей страны, в истории нашего развития, и найти ответ должен каждый для себя сам.
Предлагаем ознакомиться с несколькими основными узлами, способами вязки, а также узнать плюсы и минусы применения.
В нижепредставленных узлах нет ничего сложного, они уже публиковались ранее на многих сайтах различной направленности: от альпинизма и «выживания в условиях апокалипсиса зомби» до «лайфхаков» и «10 узлов, которые должен знать каждый мужик».
Чтобы «не подогревать» давние споры, давайте определимся с терминологией и назовём данный список узлов не «обязательным для изучения и применения», а «дополнительным (рекомендованным) к изучению каждым пожарным».
Составляя свой список, мы опирались на два простых критерия:
- Узел может быть использован при спасании участников тушения пожара (при проведении операции АРИСП);
- Узел будет достаточно надёжным, чтобы выдержать вес человека.
Список дополнительных узлов выглядит достаточно просто:
- Узел «Срединный проводник» (австрийский проводник);
- Узел «Грейпвайн»(+контрольный узел или полугрепвай);
- Узел «УИАА» (узел пожарного);
- Кандальный узел;
- Узел «Булинь» (беседочный узел);
- Узел «Простой встречный»;
- Узел «Глухая петля»;
- Узел «Карабинная удавка»;
- Узел «Прямой узел»;
- Узел «Восьмёрка» (фламандская петля)
Последовательность изучения данных узлов не имеет значения. Информацию о том, как именно вязать каждый из них, можно свободно найти на просторах интернета, в профильной литературе или в приложениях на мобильном устройстве. Вам понадобится терпение и немного времени. Для отработки способов вязки можно завести лично для себя или на весь караул отрезок альпинисткой верёвки или использовать отрезок стандартной ВПС и обычный карабин.
Узел «Срединный проводник» (австрийской проводник)
Применение:
Используется для организации петли на середине верёвки для дальнейшей нагрузки на неё по обеим сторонам от узла, для организации точек крепления на верёвке, для временной изоляции поврежденного участка верёвки, при организации полиспастов.
Преимущества:
Универсальный узел: быстро вяжется, легко развязывается после значительных нагрузок, одинаково хорошо работает во все три стороны, «не ползёт» даже на жёсткой, замерзшей верёвке.
Недостатки:
Тяжело изменить размер петли после того, как узел был связан.
Способ вязки:
- На участке верёвки сформировать открытую петлю.
- Определив длину будущего проводника, дважды перекрутить верёвку (поворот на 360°), тем самым создаётся две закрытые петли: одна сверху другой.
- Верхнюю закрытую петлю наложить на концы верёвки (нижняя петля под верхней).
- Пропустить верхнюю петлю в нижнюю петлю с обратной стороны.
- Затянуть узел (нужно растянуть концы веревки в разные стороны).
Узел «Грейпвайн»
Применение:
Используется при связывании двух верёвок одинакового диаметра, для вязания верёвочной петли.
Преимущества:
Надёжный узел, не требует контрольных узлов.
Недостатки:
После снятия нагрузки трудно развязать, относительно сложно завязать, требуется большой отрезок верёвки.
Способ вязки:
- Сложить две веревки параллельно друг другу так, чтобы ходовые концы были направлены в разные стороны.
- Ходовым концом одной из верёвок сделать два шлага по часовой стрелке вокруг коренного конца другой верёвки и провести его сквозь обороты полученной спирали со стороны коренного конца, затянуть.
- То же самое сделать ходовым концом другой верёвки против часовой стрелки.
- Потянуть за обе верёвки в разные стороны до полного сближения затянутых узлов.
Чтобы развязать узел, предварительно растаскивают узлы в разные стороны, расслабляют и развязывают одну часть. После выдергивания веревки из второго узла, его легко развязать.
Человек, изучивший этот изящный узел, логично придёт к контрольному узлу (узлу «полу-грепвайн»), который также имеет большой спектр применения.
Узел «УИАА» (узел пожарного)
Применение:
Применяется для обеспечения динамической страховки в качестве тормозной системы. Рекомендуется к использованию для обеспечения спуска пострадавших и самоспуска при отсутствии специализированных страховочно-спусковых устройств.
Преимущества:
Легко завязывается, работает в обе стороны (переворачивается).
Недостатки:
Крутит верёвку(свободный конец верёвки должен выходить со стороны рабочего участка карабина).
Способ вязки:
- Встегнуть веревку снизу вверх в карабин.
- Сделать закрытую петлю на верёвке выше карабина и встегнуть её в карабин.
- Заблокировать карабин.
Кандальный узел («наручники»)
Применение:
Применяется при связывании конечностей пострадавших для его транспортировки, при фиксации рук пострадавшего без сознания при его подъёме через узкий люк или провал. Также узел может быть необходим при связывании агрессивно настроенных по отношению к пожарным людей.
Преимущества:
Легко завязывается, легко развязывается после снятия нагрузки.
Недостатки:
«Ползёт» на жёсткой, замёрзшей верёвке
Способ вязки:
- Сформировать на верёвке две закрытые петли с зеркальным расположением корневых концов.
- Разместить петли друг за другом.
- Пропустить образованные петли одна в другую.
- Вытянуть петли до нужного размера.
- Завязать прямой узел, чтобы зафиксировать размер петель.
Узел «Булинь» (беседочный)
Применение:
Применяется для образования петли на конце верёвки для подъёма/спуска пожарного оборудования и инструмента, для страховки при спуске/подъёме пожарных и пострадавших, для крепления верёвки за конструкцию.
Преимущества:
Легко завязывается (даже одной рукой на себе), легко развязывается после нагрузки.
Недостатки:
При переменных нагрузках «ползёт» (развязывается), требует контрольного узла (на фото контрольный узел отсутствует!). Длительное применение запрещено, может ослабевать.
Способ вязки:
- На некотором расстоянии от конца веревки, в зависимости от величины необходимой петли, сделать ходовым концом закрытую петлю.
- Удерживая большим и указательным пальцем петлю, нужно пропустить в неё ходовой конец верёвки со стороны коренного конца.
- Ходовой конец верёвки нужно обнести вокруг коренного конца и вернуть в закрытую петлю.
- Захватив левой рукой ходовой конец, потянуть в обратную сторону коренной конец.
Узел «Простой встречный»
Применение:
Используют для связывания верёвок любого диаметра, а также сочетаний лента-верёвка.
Преимущества:
Надёжный узел, не требует контрольных узлов, лучший узел для связывания верёвок (лент).
Недостатки:
После снятия нагрузки трудно развязывается, относительно сложно вяжется.
Способ вязки:
- Связать неплотный простой узел на одном конце ленты, она не должна перекручиваться.
- Вторым концом ленты полностью повторить узел, пропустив её сквозь узел, начиная с того места, где ходовой конец ленты выходит из простого узла.
- Равномерно затянуть узел (концы затянутого узла должны выходить в разные стороны и быть не короче пяти сантиметров).
Узел «Глухая петля»
Является простым затягивающимся узлом.
Применение:
Глухая петля соединяет канат или тесьму со снаряжением или другой верёвкой, ремнём или канатом. Она также часто используется для канатов, которые служат для соединения опорных точек с неподвижной верёвкой в верхней её части. Надёжен лишь при постоянной тяге за оба конца на тросе или верёвке. Узел удобен для связывания вместе ключей, для хранения шайб и других предметов, имеющих отверстие.
Узел «Карабинная удавка»
Применение:
Узел применяется для закрепления верёвки на рельефе, в ситуациях, предусматривающих последующее продергивание верёвки.
Способ вязки:
- На рабочем конце верёвки вяжется узел восьмёрка.
- В него встёгивается карабин.
- Рабочий конец вместе с карабином обносится вокруг конструкциии.
- Карабин встёгивается в коренной конец.
При нагружении коренного конца узел затягивается. Если потянуть за карабин при помощи вспомогательной верёвки, освободив нагруженный конец, то карабин начнет смещаться вдоль грузовой верёвки, а сама грузовая верёвка, следуя за карабином, будет продёрнута.
Узел «Прямой узел»
Применение:
Применяется при связывании двух верёвок одинакового диаметра, например, ВПС-30 при подъёме/спуске пожарного оборудования на высоту более 15 этажей.
Преимущества:
Легко вяжется.
Недостатки:
Требует внимательности при вязании, «ползёт», поэтому требует завязывание контрольных узлов с обеих сторон.
Узел «восьмёрка» (фламандская петля)
Применение:
Применяется для образования петли на основной верёвке (страховочный «ус»), для привязывания верёвки к опоре при организации страховки и самостраховки.
Преимущества:
Легко завязывается как на конце верёвки, так и в середине, под нагрузкой сильно затягивается, «не ползёт» даже на жёсткой, замёрзшей верёвке.
Недостатки:
Относительно легко развязывается, требует внимательности при завязывании, большой расход верёвки.
Способ вязки:
- На верёвке сформировать открытую петлю.
- Этой петлёй сделать незаконченный шлаг вокруг ходового и коренного конца.
- Пропустить в образовавшуюся закрытую двойную петлю.
- При затягивании узла наружные петли отвести в сторону.
В 1944 году американец Клиффорд Эшли (Clifford W. Ashley) выпустил в печать свой фундаментальный труд под названием «Книга узлов Эшли» (англ. – The Ashley Book of Knots — ABOK). Спустя 70 лет эта книга не потеряла своей актуальности, поэтому мы предложили вам ознакомиться с десятью узлами из неё.
Знающие люди могут сказать, что этого мало, и, дав пожарному всего несколько узлов, мы ситуацию не поправим. Но большой путь состоит из малых шагов, и, полагаю, что стоит прекратить спорить и больше не возвращаться к теме «почему одни не научили, а вторые не взяли уже готовый материал»!
Углубившись в историю, интересно вспомнить, что узел применялся человеком задолго до мореходства, альпинизма и пожарного дела!
Может этот факт поможет ненадолго примирить дискутирующие стороны?
Грейпвайн (двойной рыбацкий)
Грейпвайн
Очень прочный и надёжный узел, применяется для связывания верёвок как одного, так и разного диаметра. Кроме того, грейпвайн довольно красив. Его используют просто везде, на кораблях и на суше, в горах, в быту, вобщем, где только не лень. Вяжется он относительно просто: сначала завязывается она двойная петля, на одной верёвке, потом такая-же на второй и затягивается. Узел этот похож на ткацкий, только делается не один, а два оборота верёвки.
Плюсы: очень мощный и надежный узел, не требует дополнительных «контролек», можно связывать верёвки разного диаметра. Минусы: очень сильно затягивается.
Именно этим узлом я советую связывать репшнур для схватывающих узлов типа Прусика, Маршара, Бахмана и пр. Его можно с успехом использовать в качестве контрольного узла. Для этого вяжется только одна двойная петля на одной верёвке, такая «контролька» будет надежнее обычной.
Все узлы (Часть 2)
42. Галстучный — наиболее популярный узел с затягивающейся петлей для завязывания галстука. Им пользуются миллионы мужчин каждый день.
43. Галстучный большой — крупный узел с затягивающейся петлей для завязывания галстука.
44. Гафельный — узел применяется для крепления веревки к предмету цилиндрической формы.
45. Гачный со шлагом — морской узел. Служит для поднятия грузов краном или на гаке.
46. Гачный — морской узел. Применяется для накладки троса на гак.
47. Голдобин — узел, применимый для соединения двух тросов одинаковой толщины.
48. Грейпвайн (двойной ткацкий) — наиболее надежный узел для связывания веревок одного диаметра, лент, вязки петель оттяжек, петель для закладок. Особенно удобен этот узел при связывании петли для самостраховки. Этим же узлом можно регулировать длину петли.
49. Гарда (петля Гарда) — вспомогательный, опорный узел. Выполняется с использованием двух альпинистских карабинов. Прекрасное средство для страховки. Практически не заменим при транспортировке пострадавшего. Легко вяжется. Надежен на мокрой и оглиняной веревке.
50. Двойной простой — стопорный узел.
51. Двуглавый мотыль — узел, образующий фиксированную петлю на середине веревки. Разновидность альпийского проводника. Очень надежен. Применяется в качестве промежуточной точки опоры на траверсах, перильной навеске, обносе препятствий (водопады) на отвесах. Опасные ошибки: слабо затянут, затянут со слишком большим усилием, большая петля.
52. Двойной проводник (заячьи уши) — узел, образующий двойную фиксированную петлю. Используется для навески одновременно за две независимые опоры (шлямбурные крючья). Узел допускает подгонку и регулирование размеров петель до достижения равномерной нагрузки на обе опоры.
53. Двойной петлевой — рыбацкий узел. Применяется для сращивания двух шнуров петлями. Последние образованы хирургическими узлами по принципу дубовой петли.
54. Двойной стивидорный (стивидорная связка) — узел используется для сращивания рыболовных снастей. Вяжется из двух стивидорных узлов по принципу грейпвайна.
55. Девятка — узел, образующий фиксированную петлю на конце веревки. Используется для крепления с помощью карабина. *1968
56. Диаметральный проводник — служит для образования двух фиксированных петель в диаметрально противоположные стороны от направления коренного конца веревки.
57. Докерский — вспомогательный узел. Служит для связывания тросов разного диаметра.
58. Дубовый — узел, применимый лишь в исключительных случаях для связывания двух тросов. Единственное положительное качество — скорость завязывания и относительная надежность. Сильно ослабляет прочность веревки. Непригоден для связывания синтетических тросов и лесок.
59. Дубовая лестница — простая вязка серии дубовых узлов. Применяется в исключительных случаях для спуска или подъема на небольших отвесах. Обязательное условие — надежное закрепление ходового конца в нижней позиции после последовательного пропускания через дубовые петли. Единственное положительное свойство — скорость завязывания и относительная надежность. После применения развязать крайне проблематично. Дальнейшее применение использованной веревки в качестве рабочей запрещено по причине ее ослабления.
60. Жилковый — вспомогательный узел, служащий для надежной вязки на нейлоновых и др. лесках. Известен с XIX века.
61. Жилковая петля — узел, образующий фиксированную петлю на конце нити. Применяется для тонких рыболовных лесок.
62. Западная марка — один из надежных способов скрепления конца троса синтетической нитью.
63. Захватный — половинная разновидность змеиного узла. Применяется для связывания двух синтетических тросов. Он годится для любой лески и является надежным узлом.
64. Зигзаговый — вспомогательный узел. В основном применяется для закрепления и утягивания высокого штабеля груза в открытом кузове грузового автомобиля, оборудованного высокими стойками.
65. Злодейский — узел, известный давно, в разных краях и под разными названиями. Может быть завязан вдвое сложенным тросом. Лучший среди схожих с ним разбойничьим и пиратским узлами.
66. Змеиный — служит для связывания двух тросов, изготовленных из любых материалов.
67. Испанский (боцманский) — вспомогательный узел, образующий две петли. Применяется в качестве беседки. Следует учитывать, что малые петли при обтягивании коренных концов могут протаскиваться через узел и нарушать его симметрию. Поэтому к испанскому-беседочному узлу всегда следует относиться с осторожностью.
68. Кабестововая петля — узел, имеющий два качества. При основной вязке образует затягивающуюся петлю. Но при дальнейшем формировании, сильном рывке за ходовой конец и противоположную от последнего сторону петли меняет свою характеристику и превращается в фиксированную петлю.
69. Казачий — разновидность калмыцкого узла. Надежный самозатягивающийся узел.
70. Калифорнийский — узел придумали в начале семидесятых годов XX столетия рыболовы-любители в Калифорнии для привязывания крючков, вертлюгов и грузил к нейлоновой леске.
71. Калмыцкий — практичный и надежный самозатягивающийся, сбрасывающийся узел. Он не фигурирует ни в одном из многочисленных пособий по вязке узлов, изданных за рубежом. Им пользуются для прикрепления вожжей к уздечке, а также для привязывания лошадей в конюшне. Применяется в практике российского флота. Калмыцкий узел быстро и легко вяжется, мгновенно развязывается.
72. Кандальный (двойной топовый) — узел, образующий две петли. Его название на английском языке обозначает «наручники». Узел может служить для тех же целей.
73. Капуцин («кровавый узел», косичка стопорная) — стопорный узел. Используется для закрепления в узких отверстиях при безкарабинной навеске за шлямбурные крючья). Применяется при аварийных ситуациях. Узел достаточно надежен, легко развязывается. Число шлагов узла может быть увеличено до девяти, такие узлы применялись инками в качестве узелкового письма (кипу). В средние века их завязывали монахи капуцины на концах шнуров, которыми подпоясывали рясы. Во времена парусного флота и вплоть до 1944 г. в британской армии завязывались на концах косичек веревочных плеток (кошек), предназначенных для наказания. Часто используется как декоративный узел. Применяется в технике плетения макроме.
74. Карабинный узел — сочетание схватывающего узла с карабином. При снятии нагрузки легче перемещается по веревке, нежели узел бахмана. Хорошо работает на мокрой и обледенелой веревках. В случае срыва, карабинный узел задерживает движение карабина и предохраняет от падения. Вяжется на двойной и на одинарной веревках.
75. Качельный — самозатягивающийся надежный узел. Не распускается при многочисленных рывках. Прочность веревки снижает незначительно.
76. Кинжальный — один из лучших узлов для связывания двух растительных тросов большого диаметра. Его нетрудно развязать, если ослабить одну из крайних петель.
77. Кнехтовый — морской узел. Применяется для закладки троса на кнехт.
78. Кнехтовый с петелькой — быстро сбрасываемый морской узел. Применяется для закладки троса на кнехт.
79. Кобра — незатягивающийся узел. Служит для сращивания двух тросов одинакового диаметра. Легко развязывается при снятии нагрузки. Пружинит при переменных нагрузках.
80. Коечный штык — незатягивающийся узел. Надежно держит, легко развязывается. Применялся во флоте для крепления подвесных коек.
Срединный проводник
Срединный проводник
В морской терминологии данный узел называется «ездовая петля». Внешне он напоминает бурлацкую петлю, но является более надежным и практичным. Применяют срединный проводник везде, где необходима прочная и надежная петля в середине верёвки, например, в альпинизме для организации связок. Также его можно использовать для пропускания проводки по натянутой верёвке.
Плюсы: надежный и удобный, завязывается в середине верёвки, не «ползёт». Минусы: относительная сложность завязывания, может сильно, хоть и не намертво затянуться.
Настоятельно рекомендую выучить срединный проводник так, как это относительно уникальный по своим характеристикам узел и имеет очень много возможностей применения.
Есть третья часть статей про узлы!