Узел австрийский проводник схема вязания. Туристские узлы. Узел двойной «булинь»

Один из основных узлов в альпинизме — австрийский проводник. Он представляет собой петлю на середине или конце веревки, под углом 90 градусов к ней, концы располагаются не совсем параллельно. Благодаря специальной технике вязки он не меняет форму даже при большой нагрузке и легко распутывается после использования. Существует несколько разновидностей австрийского проводника и разные способы фиксации.

История появления

Узел получил свое название во времена, когда туристы, спортсмены и исследователи активно начали осваивать европейские Альпы. На самом деле этот способ вязки петель издавна использовался в морском и рыболовном деле, а также в быту. Сегодня австрийский проводник широко применяется во всех сферах деятельности, в т. ч. в производстве, строительстве, туризме, рыбной ловле, охоте, мореходстве, животноводстве и многих других.

Есть и другие общепринятые называния этого способа вязки — Bergschaft, ездовая петля, срединный проводник, узел третьего, австрийский схватывающий узел.

Морские узлы. Незатягивающиеся петли

  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • мороружие
  • словарик
  • кают-компания

На рисунке: дубовая петля.

ДУБОВАЯ ПЕТЛЯ. Самая простая петля из всех существующих незатягивающихся петель. Вяжется простым узлом на конце троса, сложенного вдвое. Прочна и безопасна, но сильно ослабляет трос, перегибая его. В отличие от дубового узла, может применяться на синтетическом тросе. Единственный недостаток — она сильно затягивается в месте вязки и её очень трудно развязать.

На рисунке: жилковая петля.

ЖИЛКОВАЯ ПЕТЛЯ. Если, завязывая дубовую петлю, сложенным вдвое ходовым концом, сделать дополнительный шлаг, то получится петля, которую развязать будет уже легче (здесь и даже на схемах крестом обозначена рабочая петля).

На рисунке: фламандская петля. ФЛАМАНДСКАЯ ПЕТЛЯ. Завязанная «восьмеркой» на сложенном вдвое тросе, она представляет собой прочную и легко развязываемую петлю на конце троса. Фламандская петля пригодна для вязки — как на толстых, так и на тонких тросах. Она почти не ослабляет прочность троса.

На рисунке: хонда.

ХОНДА. Археологические находки свидетельствуют, что этот способ завязывания петли — один из древнейших. Еще задолго до нашей эры люди на разных континентах земли таким способом привязывали тетиву к луку. Дополнительный узел на конце ходового троса служит стопором, который при натяжении не позволяет ему выхлестнуться из петли узла. Хонда — это американское название такой петли. До сих пор ею пользуются для вязки лассо ковбои Мексики и южных штатов Америки.

На рисунке: эскимосская петля.

ЭСКИМОССКАЯ ПЕТЛЯ. Этой петлей эскимосы пользовались для крепления тетивы к луку. Полное ее название: «Эскимосский узел для тетивы лука». Он обладает немаловажным для этой цели свойством: её размер можно изменять после того, как узел уже завязан. При натяжении за коренной конец троса петля остается неподвижной.

На рисунке: совершенная петля.

СОВЕРШЕННАЯ ПЕТЛЯ. Узел, которым вяжется эта неподвижная петля на конце троса, прост, надёжен и не скользит даже на самом тонком синтетическом тросе.

На рисунке: рыбацкая петля.

РЫБАЦКАЯ ПЕТЛЯ. Нередко её называют «английской петлей» или «рыбацким огоном». Её можно завязать как на конце, так и на середине троса. При затягивании узлы нужно сблизить. Широко применяется вместо заделанного огона при обрыве швартовного троса и в случаях, когда необходимо надёжно закрепить трос за какой-либо предмет.

На рисунке: бурлацкая петля.

БУРЛАЦКАЯ ПЕТЛЯ. Английские моряки называют её «упряжковой петлей» или «пушкарским узлом». Видимо, моряки позаимствовали её у артиллеристов, которые применяли эту петлю в случаях, когда на крутых горных дорогах, на бездорожье, в грязи, им приходилось в упряжку впрягать дополнительных лошадей. Эту петлю можно сделать как на конце троса, так и на его середине. Бурлацкая петля рассчитана на приложение тяги в любую сторону. Она легко завязывается и надежно держит. Но прежде чем к петле будет приложена нагрузка, ее следует крепко затянуть руками, так как при резкий тяге она имеет тенденцию переворачиваться и некоторое время скользить вдоль троса. Несколько завязанных таким образом петель позволят подняться на высоту или спуститься с неё.

На рисунке: ездовая петля.

ЕЗДОВАЯ ПЕТЛЯ. Как и бурлацкая, рассчитана на тягу в любом направлении и может быть завязана в середине троса. Она вяжется более сложным способом, нежели бурлацкая петля, но зато более прочна и надежна.

На рисунке: травяная петля.

ТРАВЯНАЯ ПЕТЛЯ. Ещё одна разновидность незатягивающийся одинарной петли. Её вязку следует начинать с простого узла. Свое название она получила от названия узла, которому она соответствует.

На рисунке: беседочный узел.

БЕСЕДОЧНЫЙ УЗЕЛ. Второе его название «булинь» от английского термина «булинь», что значит снасть, которая оттягивает боковую шкаторину прямого нижнего паруса. Эта снасть вяжется к шкаторине паруса булиневым узлом (The Bowline Knot), или просто булинем.

На этом узле есть смысл остановиться подробнее. Он вызывает восхищение у тех, кто имеет дело с тросами и вязкой узлов. Это один из древнейших и самых удивительных узлов, когда-либо придуманных человеком. Археологи свидетельствуют, что беседочный узел был известен древним египтянам и финикийцам за 3000 лет до нашей эры. В английской морской технической литературе его часто именуют «королем узлов» (King of Knots). Далеко не каждый морской узел сравнится с ним в количестве положительных свойств, которыми он обладает. Учитывая сферу его применения и отличные качества, беседочный узел по праву удостоен в огромной династии морских и не морских узлов королевского титула. По внешнему виду он похож на ткацкий узел, но его ходовой конец идет не в петлю другого конца, а в петлю своего коренного конца.

Беседочный узел, несмотря на компактность, содержит в себе одновременно элементы простого узла, полуштыка, ткацкого и прямого узлов. Элементы всех этих узлов в определенном сочетании дают беседочному узлу право называться универсальным. Он удивительно просто вяжется, даже при сильной тяге никогда не затягивается «намертво», не портит трос, никогда не скользит вдоль троса, сам не развязывается, и его легко развязать в случае надобности.

Основное назначение беседочного узла — обвязка человека тросом, как средством страховки, при подъёме на высоту, опускании за борт. В незатягивающуюся петлю этого узла можно вставить беседку. Завязанная беседочным узлом петля на швартове надежно служит вместо огона. Этот узел с успехом можно применять для связывания двух тросов любого диаметра или связывания толстого растительного троса со стальным (в этом случае тросы соединяются петлями, а узлы вяжутся на своих коренных концах). Из всех способов связывания двух тросов из различного материала (например, пень-ка и сталь, пропилен и манила) соединение с помощью двух беседочных узлов петлями будет самым надежным. Кроме того, из беседочного узла можно сделать надежную затягивающуюся петлю (см. «Бегущий булинь»). Его можно применять для швартовки и крепления троса к гаку.

Беседочный узел можно без опасения применить для временного укорачивания троса или в случае, когда требуется исключить износившийся кусок троса из работы, связав узел так, чтобы этот кусок приходился на петлю.

Существует много способов вязки беседочного узла. Вот один из них — самый простой и наиболее рациональный. В жизни всегда может пригодиться умение быстро завязывать беседочный узел вокруг своей талии. Это нужно уметь делать одной рукой одним непрерывным движением кисти, в темноте, за две — три секунды. Научиться этому совсем нетрудно.

Возьмем коренной конец троса в левую руку, правой обнесем ходовой конец и, отступая от его края примерно 10 см, зажмем его в кулаке. В левую руку возьмем коренной конец и вытянем ее (руку) вперед. Теперь, когда коренной конец троса слегка натянут, правой кистью с зажатым в ней ходовым концом обогнем коренной конец троса сверху вниз на себя и вверх от себя. Стараемся сделать такое движение кистью, чтобы она целиком не попала в петлю. Далее ходовой конец обносим вокруг натянутого коренного конца влево и перехватываем его большим и указательным пальцами правой руки. Вытаскивая правую руку из петли, одновременно просовываем ходовой конец в малую петлю. Держа правой кистью ходовой конец, левой подтянем за коренной конец. Проделав это несколько раз подряд, вы научитесь завязывать беседочный узел на себе — в темноте, с закрытыми глазами. Представим себе такую ситуацию: вы оказались за бортом корабля в воде, вам подали с борта конец, по которому вы не сможете подняться наверх, потому что он мокрый и скользкий.

Завязав вокруг талии, беседочный узел и передвинув образовавшуюся петлю под мышки, вы можете быть уверены, что вас благополучно вытащат из воды на палубу. Этот узел не раз спасал жизнь морякам. Чтобы развязать беседочный узел, достаточно немного сдвинуть петлю ходового конца вдоль ослабленной коренной части.

На рисунке: двойной беседочный узел.

ДВОЙНОЙ БЕСЕДОЧНЫЙ УЗЕЛ. Этот узел, имеющий две незатягивающиеся петли, применяется вместо беседки для подъёма человека на высоту, спуска за борт, для подъёма или опускания человека, потерявшего сознание, в ряде других случаев. При вязке узла одна из петель делается почти в два раза меньше другой. В одной петле человек сидит, а вторая охватывает его туловище под мышками. Это позволяет человеку, поднявшись на высоту, работать двумя руками.

В морской практике существует несколько способов завязывания двойного беседочного узла. Вот наиболее простой. Узел вяжется сложенным вдвое тросом. После ввода ходового конца (в виде петли) в малую петлю узла его нужно немного вытянуть и, обнеся вокруг большой петли, поместить в верхнюю часть узла. Держа одной рукой за коренную часть троса, другой рукой потянуть вниз правую сторону большой двойной петли. После этого узел затягивается, и он полностью готов к использованию.

На рисунке: боцманский узел.

БОЦМАНСКИЙ УЗЕЛ. Это старинный морской узел иногда называют «испанским беседочным». Как и двойной беседочный, он служит для подъёма человека или опускания его с высоты. Пользуясь боцманским узлом, в каждую из его двух петель просовывают ногу и рукой держат трос. Этим узлом можно поднять (или опустить с высоты) человека, потерявшего сознание. Чтобы он не вывалился из двух петель, на его груди дополнительно завязывают ходовым концом троса один или два полуштыка.

На рисунке: французский топовый узел. ФРАНЦУЗСКИЙ ТОПОВЫЙ УЗЕЛ. Петли этого узла на топах мачт парусных кораблей служили для крепления бакштагов, которые ввязывали в них шкотовым узлом. Свободные концы узла связывали прямым узлом и таким образом получали третью петлю, которую использовали для крепления штага. Один узел одновременно крепил три снасти стоячего такелажа.

На рисунке: топовый узел. ТОПОВЫЙ УЗЕЛ. Применялся на топах мачт парусных кораблей вместо бугелей с обухами (кованых колец со скобами) для крепления бакштагов и штага. Этим узлом пользовались для крепления временных оттяжек при установке мачт. Узел можно применить на берегу для крепления флагштоков, антенных мачт и пр. Когда-то на военных парусных кораблях его использовали для переноски ядер. Из четырех известных способов вязки топового узла тот, что показан на схеме, считается лучшим.

На рисунке: узел Южный крест. ЮЖНЫЙ КРЕСТ. Такое романтическое название этому узлу дали моряки в очень отдаленные времена. Иногда его называют «Морским крестом», в ряде пособий по морской практике, издававшихся у нас, — «Мачтовым узлом». По сути это тоже топовый узел, но иного способа вязки и принципа. Если вытянуть три его петли, он по форме окажется крестом (отсюда и название). Применялся раньше для тех же целей, что и топовый узел.

Где используется

Узел незаменим в альпинизме или мореходном деле каждый раз, когда нужно зафиксировать петлю посередине веревки. Например, необходимость в нем возникает для крепежа среднего участника альпинистской связки на маршруте. Это один из самых популярных вариантов, благодаря тому, что узел не затягивается и не меняет положения, а также практически не снижает общей прочности веревки.

Еще один вариант использования — создание веревочной лестницы. Несколько последовательно завязанных ездовых петель дают возможность забраться вверх или спуститься даже неопытному альпинисту. Недостаток такого варианта — относительно большой расход веревки.

Широко применяется австрийский схватывающий узел для исключения поврежденной части шпагата из работы. Если веревка в каком-то месте разделилась на волокна или размочалилась, поврежденное место можно поместить в петлевую часть австрийского проводника. Правильно затянутый узел будет надежно держать соединение. Таким образом можно также соединить две разных веревки, в том числе разного типа.

Идеально подходит австрийский проводник для фиксации посередине веревки какого-либо элемента или точек крепления — крюка, кольца, карабина, другой веревки. При этом следует учесть, что, если деталь цельная, то продевать ее на шпагат нужно заранее.

В туризме узел незаменим для крепления веревки к опоре или даже нескольким опорам, соединения с нижней системой, натяжения веревки при работе по системе полиспаст.

Можно также расположить горизонтально веревку с несколькими петлями и подвешивать на них разные предметы.

Назначение австрийского проводника

В альпинизме главное назначение австрийского проводника — создание дополнительных точек крепления на основной веревке. Также он нужен для крепления среднего участника в связке альпинистов. Кстати, именно поэтому австрийский проводник и получил название узла среднего и срединного проводника.


В этой связке промежуточные участники включены с помощью австрийских проводников.

С помощью этого узла можно сделать веревочную лестницу. На веревке сравнительно недалеко друг от друга завязываются петли. При подъеме по вертикально закрепленной веревке человек вставляет в эти петли ноги и цепляется за них руками. Но из своего опыта могу сказать, что применение такой лестницы требует большого расхода веревки и немалых физических усилий. Уж лучше вместо веревочной лестницы использовать для подъема свободный конец веревки, которым связать обвязку и схватывающий узел Блейка.

Австрийским проводником также можно изолировать ненадежный участок веревки. Например, если веревка в каком-либо месте была повреждена или даже разорвана, этот ее фрагмент нужно поместить в центр петли австрийского проводника. Отсюда, кстати, становится понятно, что и связывать две веревки можно, используя схему этого узла. Мне доводилось связывать этим узлом даже две веревки разного диаметра — узел надежно держал и не развязывался. Но такой вариант допустим только в случае, если от надежности узла не зависит жизнь человека.

На основе этого узла можно сделать из веревки носилки. Для этого на веревке до середины завязывается ряд петель австрийского проводника, через эти петли пропускается с ввязыванием глухой петлей свободный конец веревки, а по краям образовавшейся прямоугольной конструкции добавляются еще четыре петли, за которые предполагается переносить лежащего или сидящего в веревочных носилках человека. Однако, такая конструкция достаточно долго вяжется и поэтому пригодна только в тех случаях, когда другие варианты носилок недоступны.

Пропустив в небольшую петлю австрийского проводника коренной конец веревки, можно получить затягивающуюся петлю, которую удобно применять, например, в самодельных ловушках.

На самом деле, вариантов использования этого узла намного больше: он может быть связан почти везде, где требуется надежная незатягивающаяся петля.

Вариации австрийского узла проводник

  • простая петля по середине веревки;
  • петля на конце веревки;
  • соединение двух веревок, в т.ч. разной толщины;
  • вариант с протянутым внутрь проводника концом веревки — затягивающееся кольцо.

Смотрите также: Обзор туристических узлов от профессионалов

Схема 1

Первый способ хорош для тех, кому легче запоминать визуально. Он не так быстр, требует внимательности, но меньше вероятность ошибиться.

  1. Расположить веревку горизонтально.
  2. Провернуть середину на 360 градусов, получив «восьмерку» ниже основной веревки.
  3. Нижнюю часть «восьмерки» переломить вверх и нахлестнуть на верхнюю.
  4. Далее эту нижнюю петлю поднять еще выше и завести за основную веревку, продеть в верхнее кольцо «восьмерки».
  5. Вынуть петлю и затянуть узел. Следует учесть, что при затягивании узел может немного самортизировать, хотя этот способ вязания не склонен к амортизации.

Схема 2

Следующая схема создания узла австрийский проводник мобильнее, она хорошо подходит для работы с длинной веревкой, в том числе большого веса.

  1. Левую руку расположить ладонью к себе.
  2. Намотать на нее три витка веревки.
  3. Центральную петлю продеть под крайнюю правую и вытянуть.
  4. Провести ее сверху над ладонью и, захватив обе петли, продеть снизу.
  5. Вытянуть петлю, снять веревки с руки и затянуть узел.

Схема 3

Если первые два способа подходят для работы по центру веревки, то третий покажет, как завязать узел на конце. Такой вариант может быть удобен для крепления шпагата на неподвижной опоре, если накинуть готовую петлю невозможно, например, дереве или бампере автомобиля для буксировки.

  • Один конец веревки накидывается по часовой стрелке и образует кольцо.
  • Он же просовывается в кольцо, оборачивается вокруг основной веревки и продевается в кольцо с той же стороны, что и вошел.
  • Узел затягивается.

Как завязать этот узел?

Мне известно пять способов вязки этого узла. Предлагаю рассмотреть их.

Способ №1 (классический):

  1. Веревка располагается горизонтально.
  2. Середина ее проворачивается на 360 градусов — получается узор в виде цифры «8», находящийся снизу веревки.
  3. Нижняя петля «восьмерки» накрывает верхнюю — образовавшаяся «восьмерка» как бы ломается в месте перехлеста примерно на середине.
  4. Нижняя петля еще немного подтягивается вверх, заводится через основную веревку и продевается в сдвоенную петлю, образованную нижней и верхней петлями «восьмерки».
  5. Петля вынимается, узел затягивается.

Этот способ удобен для визуального запоминания. Он достаточно медленный, но простой, поэтому его можно использовать, когда более быстрые варианты не удалось вспомнить. В видео показана реализация этого способа:

Способ №2 (для быстрой вязки):

  1. Правая рука располагается перед собой, пальцы направлены влево, ладонь — к себе.
  2. Ходовой конец веревки перебрасывается через указательный палец.
  3. Ходовой конец обводится за кистью, выводится левее коренного конца и снова набрасывается на кисть между указательным и большим пальцами — на ладони получается перехлест.
  4. Ходовой конец делает еще один оборот вокруг кисти и набрасывается на кисть правее от второго витка — получается два перехлеста.
  5. Расположенная на ладони середина второго витка (тот, что левее) отводится вправо и просовывается справа налево под всеми витками.
  6. Петля вынимается, узел затягивается.

На фото показан порядок такого способа вязания:

Это способ по сравнению с предыдущим позволяет завязать австрийский проводник намного быстрее.

Способ №3 (еще один вариант для быстрой вязки):

  1. Правая рука располагается перед собой, пальцы направлены влево, ладонь — к себе.
  2. Ходовым концом веревки перебрасыванием его через ладонь делается два витка вокруг кисти справа налево.
  3. Левая рука заводится за свисающий ниже правой руки ходовой конец так, чтобы он оказался на ладони левой руки.
  4. Левая рука вместе с ходовым концом подводится к себе так, чтобы коренной конец оказался позади кисти левой руки.
  5. Пальцами левой руки из-под правого витка захватывается середина левого витка веревки, лежащего на правой кисти.
  6. Захваченная середина в виде петли вытягивается влево, при этом ходовой конец веревки сбрасывая с левой руки.
  7. Петля перехватывается правой рукой и зажимается между указательным и средним пальцами.
  8. Витки с правой руки сбрасываются влево, узел затягивается.

Данный способ, несмотря на большее количество пунктов в алгоритме вязки, на самом деле является более быстрым, чем предыдущий. Это мой любимый способ, с помощью которого я могу завязать австрийский проводник всего за 3 секунды.

Способ №4 (для длинной веревки):

  1. Правая рука располагается перед собой, пальцы направлены влево, ладонь — к себе.
  2. Ходовой конец веревки перебрасыванием через ладонь делает три оборота вокруг кисти справа налево.
  3. Середина среднего витка, лежащего на ладони, просовывается под крайний левый виток, затем вынимается, заводится вправо и просовывается справа налево между ладонью и всеми витками.
  4. Петля вынимается, узел затягивается.

Данный вариант более медленный, чем предыдущий, но позволяет легко завязать узел, даже если приходится работать с длинной веревкой, обладающей большой массой.

Мы рассмотрели варианты, когда австрийский проводник вяжется на середине веревки. Теперь рассмотрим вариант, который позволит завязать этот узел одним концом веревки.

Способ №5 (одним концом):

  1. Веревка располагается горизонтально, ходовой конец веревки справа.
  2. Ходовой конец делает оборот по часовой стрелке и кладется поверх коренного — получается колышка.
  3. Ходовой конец просовывается снизу вверх в образовавшуюся колышку — получается простой узел.
  4. Ходовым концом снизу от основной веревки образуется петля, после чего ходовой конец просовывается обратно в простой узел чуть правее того места, где он входил в колышку, — получается бегущий простой узел.
  5. Ходовой конец пропускается позади петли справа налево — справа от петли образуется сдвоенная петля.
  6. Ходовой конец перебрасывается через образованную ранее петлю и просовывается сверху вниз в сдвоенную петлю.
  7. Узел затягивается.

Этот вариант вяжется дольше всех остальных, но, как было сказано ранее, позволяет связать австрийский проводник одним концом, что очень удобно, например, для крепления веревки на замкнутой опоре, на которую набросить готовую петлю не получается.

Ошибки при вязании австрийского проводника связаны в основном с быстрыми способами вязки: в «классическом» варианте ошибку допустить сложно ввиду его простоты.

В быстрых способах вязки ошибки могут возникать из-за невнимательности и незнания правильного способа завязывания узла, что будет приводить к образованию узла, напоминающего австрийский проводник, но им не являющегося. Перечислять все ошибки не вижу смысла: ввиду разнообразия способов вязки таких ошибок может быть достаточно много. Могу только сказать, что для быстрой вязки узла нужно четко следовать инструкции и при обучении для самоконтроля сравнивать полученный узел с узлом, завязанным по классической схеме.

Простой, двойной и с контрольным узлом

Для дополнительной фиксации используется двойной австрийский проводник. Для его вязки потребуется вторая веревка со свободным концом, она может быть другого вида, жесткости, плетения. На основной веревке фиксируется классический узел «австрийский проводник», но не затягивается. Затем дублирующей веревкой повторяются все изгибы основного узла. Необходимо следить за тем, чтобы параллельно идущие веревки не перекрещивались. Когда дублирующая веревка будет продета и протянута на нужную длину, узел можно затянуть.

Также можно дополнительно зафиксировать австрийский проводник контрольным узлом. Он вяжется на полученной петле и помогает увеличить прочность вязки.

Следует учесть, что такой узел будет гораздо сложнее развязать.

Узел проводник схема вязания

Для преодоления препятствий (спуски, подъемы, переправы, траверсы и т.д.) в путешествиях, особенно горных, применяются веревки, карабины, страховочные системы и различные узлы. Каждому туристу важно знать, как вяжется и где применяется тот или иной узел. Узлы можно классифицировать по их назначению.
1. Узлы для связывания веревок одинакового диаметра: «прямой», «ткацкий», «встречный», «грейпвайн».

2. Узлы для связывания веревок разного диаметра: «академический», «брамшкотовый».

3. Узлы для страховки (незатягивающиеся петли): «простой проводник», «восьмерка», «серединный австрийский проводник», «двойной проводник».

4. Узлы для привязывания веревок к опоре: «удавка», «булинь», «стремя».

5. Вспомогательные узлы: «схватывающий», «стремя».

Узел «стремя» может применяться в двух случаях, но способы вязки будут разные.

Узел можно вязать двумя способами: 1. Одной веревкой делается петля (рис. 1, а), а второй веревкой необходимые обороты, чтобы получить узел, как на рисунке 1, б. Ходовые концы должны быть длиной 15—20 см, чтобы можно было завязать контрольные узлы (рис.7, е). Если один ходовой конец будет сверху, а другой снизу, или наоборот, то узел завязан неправильно. Ходовые концы должны выходить либо только сверху, либо только снизу.

Две веревки накладываются друг на друга и завязываются два простых узла в разные стороны (рис.1, в, г). Если узлы завязаны в одну сторону, то получается «бабий узел» (рис. 1, д). Далее на концах завязываются контрольные узлы (рис.1, е).

Берутся две веревки одинакового диаметра, накладываются друг на друга, затем вяжется контрольный узел сначала с одной стороны (рис. 2, а), потом с другой (рис. 2, б). Далее узлы стягиваются и на концах завязываются контрольные узлы (рис. 2, в).

Рис. 2. «Ткацкий» узел

Берем две веревки одинакового диаметра, на конце одной вяжется простой узел (рис. 3, а), затем второй веревкой навстречу ходовому концу первой веревки полностью повторяем узел, чтобы он получился двойным и ходовые концы выходили в разные стороны (рис. 3, б). После этого узел затягивается, контрольные узлы обычно не вяжутся (рис. 3, в).

Рис. 3. «Встречный узел»

Две веревки одинакового диаметра накладываются друг на друга, завязывается как бы двойной контрольный узел с одной стороны (рис. 4, а), затем то же самое с другой (рис. 4, б). Узлы стягиваются (рис. 4, в). Контрольные узлы не вяжутся. Правильный рисунок узла показан на рисунке 4, г.

Рис. 4. «Грейпвайн»

Берем две веревки разного диаметра, из более толстой веревки делаем петлю, а ходовым концом тонкой обкручиваем ее так, как показано на рисунке 5, а, б. Затем узел затягивается, расправляется, и на обоих концах вяжутся контрольные узлы (рис. 5, в).

Рис. 5. «Брамшкотовый»

Берем две веревки разного диаметра, более толстой делаем петлю, а ходовым концом тонкой веревки обкручиваем петлю так, как показано на рисунке 6, а, б. Узел затягивается, расправляется, на обоих концах вяжутся контрольные узлы (рис. 6, в).

Рис. 6. «Академический»

Узел «простой проводник»:

Вяжется одной веревкой, которая складывается вдвое и на конце ее завязывается простой узел (рис. 7, а, б), чтобы получилась петля. Ниже завязывается контрольный узел (рис. 7, в).

Рис. 7. «Простой проводник»

Вяжется одной веревкой. Она складывается вдвое и на конце завязывается узел, напоминающий цифру восемь (рис. 8, а, б). Узел расправляется, затягивается. Контрольный узел не вяжется (рис. 8, в).

Рис. 8. «Восьмерка»

Узел «срединный австрийский проводник»:

Узел вяжется на одной веревке. Веревка берется за середину, затем поворотом на 360° из нее складывается восьмерка (рис. 9, а), вершина которой опускается вниз и протаскивается, как показано стрелкой на рисунке 9, б, чтобы вышла петля. Для того чтобы получился правильный узел (рис. 9, в), нужно растянуть концы веревки в разные стороны. Контрольный узел не вяжется.

Рис. 9. «Срединный австрийский проводник»

Узел «двойной проводник», или «заячьи уши»:

Вяжется на одной веревке. Веревка складывается вдвое, на ней вяжется «пустышка» (рис. 10, а), затягивается (рис. 10, в) и завязывается так, чтобы она развязалась, если дернуть ее за петлю. В том случае, когда «пустышка» будет завязана наоборот, узел «двойной проводник» не получится. Затем нижняя петля проносится, как показано стрелкой на рисунке 10, б, чтобы через нее прошли Две верхние петли, и стягивается за верхние петли к узлу (рис. 10, в).

Возможные проблемы и нюансы

Проблемы при вязании могут возникнуть только из-за невнимательности или нарушении технологии. Во время обучения следует обязательно сравнивать связанный узел с контрольным, особенно если осваиваются быстрые способы.

Смотрите также: Узел Грейпвайн

Нельзя путать австрийский проводник и узел «бабочка». Внешне они похожи, но различаются по характеристикам и способу изготовления. «Бабочка» может амортизировать, при преломлении и снятии фиксирующей петельки она превращается в обычный бегущий узел. Австрийский проводник более жесткий и распустить его можно только целиком.

Австрийский проводник и альпийская бабочка — как не спутать эти узлы?

Эти два узла можно было бы назвать близнецами за их сходство: непосвященный человек вряд ли сможет увидеть разницу, если ему не намекнуть, что перед ним два разных узла. Не зря ведь австрийский проводник зачастую называют бабочкой.

Но, как и у любых близнецов, у этих узлов есть свои маленькие отличия как во «внешности», так и в «характере». Так, например, альпийская бабочка может использоваться для амортизации при рывке, а вот австрийский проводник для этого абсолютно не пригоден.

Если расположить альпийскую бабочку и австрийский проводник петлями вверх, то в альпийской бабочке верхнюю петельку, которая зажимает в узле большую петлю, можно снять с этой петли, в результате чего получится бегущий простой узел. С австрийским проводником этот трюк не пройдет, поскольку верхняя петелька удерживается нижней петелькой.


Альпийская бабочка — хорошо видно, что два участка веревки между вертикальными участками не перекрещиваются.

Как видим, австрийский проводник все же можно отличить от бабочки, но куда проще в случае сомнения перевязать его заново вместо того, чтобы искать незначительные отличия и сомневаться в правильности связанного узла: уж больно они похожи.

Лично мне австрийский проводник очень нравится. Применяю его почти в любой ситуации, где необходимо получить незатягивающуюся петлю, например для:

  • крепления веревки к одной надежной опоре или нескольким ненадежным;
  • ввязывания веревки в нижнюю систему, которая в свою очередь связана из той же веревки;
  • натяжения веревки при использовании системы полиспаст;
  • образования на горизонтально расположенной веревке нескольких петель для подвешивания на них различных предметов.

Также чаще, чем другими узлами, австрийским проводником я связываю веревки, в том числе разного диаметра.

Этот узел надежен, не ползет, вяжется быстрее фламандской петли и булиня, да и по эффективности не хуже этих двух узлов. При этом австрийский проводник проще развязать, чем упомянутую восьмерку и уж тем более дубовый узел, которым зачастую пользуются для связывания двух веревок люди, не имеющие отношения ни к туризму, ни к морскому делу. Как по мне, этот узел слишком хорош, чтобы его можно было проигнорировать и не внедрять в туристическую и повседневную жизнь.

Часто задаваемые вопросы

Сильно ли узел проводник ослабляет веревку? В соответствии с исследованиями, узел снижает прочность веревки не более, чем на 30-40%. Это хороший показатель по сравнению с другими видами узлов.

Можно ли таким узлом связать два шпагата? Можно, но не в тех случаях, когда на кону чья-то жизнь.

Как на конце веревки вязать узел австрийский проводник? Необходимо пользоваться указанной выше схемой или завязать его классическим способом, сделав на конце веревки фиксацию.

Как завязать проводник в перчатках? Проще всего использовать схему вязания через ладонь, т.к. проще контролировать положение петель.

Как вязать узел проводник

Есть несколько способов вязания узла.

Простой проводник

Трос нужно сложить петелькой необходимого радиуса.
Подвижная часть проворачивается на половину круга от петли.
Затем просовывается через получившуюся петельку (заячье ухо).

Получившуюся удавку затягивают с небольшим усилием. Некоторые путают его с узлом булинь, австрийским или восьмеркой.

Как вязать двойной рыбацкий узел, смотрите по ссылке.

Проводник с контрольным узлом

Проводник используется альпинистами и применяется, как правило, в связках. Вязать его нужно вместе с фиксирующим узлом.​

Когда петля выполнена и остался один ходовой конец, им обматывают по кругу основной трос.
Затем заводят в петельку.
Затягивают впритык к главному узлу, что позволяет сделать прочную систему.

Достоинства и недостатки

Среди важных преимуществ австрийского проводника:

  1. Надежный
  2. Не «ползет» вдоль веревки, не скользит и не амортизирует
  3. После нагрузки в петлях легко ослабляется напряжение
  4. Тяга может работать в любую сторону
  5. Снижает прочность снаряжения меньше других узлов
  6. Не затягивается

К недостаткам можно отнести:

  1. Сложность вязания, особенно в перчатках
  2. Трудно оценить правильность схватывающего узла
  3. Нельзя изменить размер петли, когда она уже завязана.

Самый надежный узел

Как говорят опытные туристы и альпинисты, самый надежный узел, если предстоит две веревки связать в одно целое, – это грейпвайн. Завязать его сходу не получится – он сложен в исполнении, но и безопасность обеспечивает наивысшего класса. Такой узел, если к веревке была приложена нагрузка, очень сильно затягивается. Он подходит для связывания веревок как одинаковой толщины, так и разной. Кроме альпинизма, широкое распространение узел получил в рыбной ловле, где применяется на леске.

Оттяжки, петли – все это разумно вязать именно грейпвайном. Но следует понимать, если уж такой узел затянулся, развязать его шансов нет. Среди всех родственных узлов он имеет максимальный уровень прочности — 56%, что значит, что веревка практически не страдает.

Между прочим, если в какой-то части она потеряла прочность из-за повреждения, ее разрезают, а затем концы связывают именно при помощи грейпвайна – это самый безопасный и надежный вариант. Впрочем, нужно признать, австрийский проводник – узел, который почти не уступает грейпвайну по надежности.

Грейпвайн (двойной рыбацкий)


Грейпвайн
Очень прочный и надёжный узел, применяется для связывания верёвок как одного, так и разного диаметра. Кроме того, грейпвайн довольно красив. Его используют просто везде, на кораблях и на суше, в горах, в быту, вобщем, где только не лень. Вяжется он относительно просто: сначала завязывается она двойная петля, на одной верёвке, потом такая-же на второй и затягивается. Узел этот похож на ткацкий, только делается не один, а два оборота верёвки.

Плюсы: очень мощный и надежный узел, не требует дополнительных «контролек», можно связывать верёвки разного диаметра. Минусы: очень сильно затягивается.

Именно этим узлом я советую связывать репшнур для схватывающих узлов типа Прусика, Маршара, Бахмана и пр. Его можно с успехом использовать в качестве контрольного узла. Для этого вяжется только одна двойная петля на одной верёвке, такая «контролька» будет надежнее обычной.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]