Прикладное искусство Древней Руси. Железо. КРЕСАЛО

Направляясь в поход в лес, мы собираем с собой все необходимое. Если планируется обед, то думаем о том, как будем разводить костер. Процесс сбора в продолжительное путешествие отличается от кратковременного. За пару недель или даже месяц турист может попасть под дождь, снег, град.

Также нельзя исключать возникновение чрезвычайных ситуаций, когда привычные спички закончились, а зажигалка потеряна. В этом случае на помощь придет огниво. В статье будет рассмотрено: что такое огниво, из чего состоит и как сделать трут.

Что такое огниво

Это специальное изобретение для высекания искр и разведения открытого огня. Сегодня никто не может точно ответить, как человек начал высекать искры из камней или путем трения деревянных палочек, но эти шаги стали основополагающими в процессе изобретения современного туристического варианта. Наибольшим спросом пользовалось в XVIII—XIX веках, когда были изобретены спички.

Сегодня это приспособление распространено среди туристов, путешественников, геологов, спелеологов, археологов и ученых, чья работа связана с путешествиями. И это неудивительно. Прибор имеет множество плюсов:

  • не намокает, не разряжается, всегда готово к работе;
  • не зависит от погодных условий;
  • подходит в то время, когда мелкая моторика затруднена (мороз, стресс, объемные перчатки и варежки);
  • неприхотливо в уходе;
  • неограниченное время хранения, а стержня хватит более чем на несколько сот костров.

Несмотря на положительные стороны, важно учитывать нюансы:

Loading…

  • при трении составляющих образуются лишь искры, но не огонь;
  • необходимость тренировки и наличия хотя бы минимального опыта как развести костер с помощью огнива.

Изготовление кресала: видео мастер-класс

Этот мастер-класс для тех, кто хочет научиться кровать своими руками простое, но рабочее кресало. Это одно из первых изделий, которое должен изготовить начинающий кузнец, для него не требуются большие навыки ковки и инструмент, однако в процессе изготовления затрагиваются много технологических приёмов.

Для ковки кресала нам понадобится пластинка стали у10/у12, старый советский напильник подойдёт чуть ли не лучше всего, по причине доступности и качества готового изделия.

Разумеется, для ковки нам нужен кузнечный горн, наковальня и прочий инструмент. В плане кузницы можно импровизировать: в качестве горна использовать пылесос, развёрнутый обратной стороной с трубой, закопанной в землю и в качестве наковальни кусок рельсы, стальные блины, и т.д. Надеюсь, со следующим инструментом ни у кого проблем не возникнет. Для ковки необходимы: молоток, клещи (можно воспользоваться плоскогубцами), металлическая щётка, ёмкость с растительным маслом примерно 2 литра, или с водой — 1 литр, но лучше масло, точильный камень (необязательно), ещё одни плоскогубцы. Смекалка и сообразительность поможет изготовить хорошее изделие даже с маленьким набором инструментов. Приступаем к работе:

1. Наше будущее кресало (пока что напильник) следует подготовить к ковке , а именно отрезать или отрубить пластинку нужного размера ≈ 6мм Х 80мм Х 15мм (оптимальные размеры) . Если у вас не имеется болгарки, то можно отрубить заготовку в нагретом состоянии при помощи зубила.

2. Вытягиваем хвост. Проще сделать кресало с одним завитком, но для красоты можно и два (и три и четыре). Самыми простыми ударами оттягиваем хвост, используя для этого примерно треть всей заготовки, предварительно нагрев её. Чтобы сформировать ступень мы кладём заготовку на прямой угол наковальни и делаем несколько ударов. Важно как можно тоньше оттянуть хвост кресала, чтобы впоследствии можно было загнуть его плоскогубцами на горячую, не прикладывая к заготовке больших усилий.

3. Далее отковываем так называемое «лезвие» кресала — его рабочую часть примерно до толщины 5 мм (а можно и не заморачиваться, если красота не так важна).

4. Возвращаемся к хвосту. Начинаем закручивать маленький завиток. Внимательно посмотрите и определите, в какую сторону должен смотреть маленький завиток, чтобы в конце он не оказался внутри большого завитка, а лучше, нарисуйте эскиз перед работой. Кладём хорошо нагретый конец хвоста на угол наковальни и делаем несколько «поглаживаний» от себя для предварительной загибки. Дальше (после следующего нагрева) кладём немного загнутый хвост будущим завитком вверх и так же «поглаживаем» его ударами на себя, окончательно загибая изящную декорацию.

5. Этот же хвост теперь подлежит окончательной загибке. Он должен быть хорошо нагрет и оттянут для этой операции. Можно делать это на роге наковальни, или же используя плоскогубцы/круглогубцы/ кузнечные клещи.

6. Теперь мы подошли к кульминации рождения изделия, рождающего огонь — к закалке, без которой кресало не будет давать искру. Для этого мы нагреем всё изделие в тлеющем древесном угле до температуры ≈830 градусов по Цельсию и опустим в охлаждающую среду (желательно в масло). Если закалка будет производиться в воде, то ОЧЕНЬ важно опустить туда только лишь рабочую часть- нижнюю половину «лезвия». Проверить, закалилось ли кресало можно простым способом: берём напильник и проводим им по рабочей части. Плохо точится — закалено.

7. Теперь чистом готовое изделие щёткой, немного шлифуем рабочую часть наждачкой, или тем, что под рукой и готово!

Чтобы высечь искры необходимо наносить удары о кремень по касательной, как бы состругивая стружку с кресала о неподвижный кремень.

Спасибо за внимание и удачи в творчестве. :)

Значение огнива: как трактуется слово в разных словарях?

Согласно толковому словарю русского языка Ушакова, огниво представляет собой кусок камня или стали, предназначенного для высечения огня из кремня. Другие словари указывают идентичные значения. Энциклопедический словарь, 1998 г. Огниво — “железная или стальная пластина для добывания огня путем удара о кремень. Употреблялось с начала железного века до XX века.”Большая Советская Энциклопедия.

Огниво — кресало, железное или стальное изделие (преимущественно калачевидной или прямоугольно-овальной формы), служащее для добывания огня путем ударов о кремень. Было распространено со времени появления железа до изобретения спичек в XIX веке. В ряде районов Европы сохранялось в крестьянском быту до начала XX века. О. носили у пояса в кожаном мешочке вместе с кремнем и трутом. Если раньше вы задавали себе вопрос, что это такое — огниво и не знали ответа, то теперь вы наверняка поняли, о чем идет речь.

Пошли на сайте косяком темы про огниво. Ну, народ про ферроцериевые, а я вспомню про прадедовский способ — с кремнем и кресалом. Сразу скажу, что обучением добывать огонь этим способом (равно как и используемым кресалом) я обязан присутствующему здесь камраду denisss708 , а умением правильно складывать костёр — отсутствующей здесь девушке по имени Эрна.) За что им обоим большое спасибо.

Итак, вечер воскресенья — самое подходящее время выбраться на четыре часа в лес, особенно когда этот выходной единственный.) Лето, пока ещё лето. Но рябина уже совсем красная. Со школьных лет это навевает грусть — скоро осень.

В долине речки первобытным лесом стоят огромные, в два с лишним роста борщевики. Отвратное растение — кто получал от него ожог, тот, думаю, согласится. Но выглядит мощно.

Речка здорово пересохла за время жары и пока — «воробью по колено». Скоро дожди это исправят.

С созревших растений набираю пуха для растопки. Второе — иван-чай, а вот первое — хто ж знает.

Пока буду возиться с разведением огня «старинным» способом, пусть чай вскипит быстро и просто.

Кстати. Давно хотел сделать себе походный столик, с которого не убегали бы полезные мелочи. И вот сделал — из куска старой тонкой пенки и скотча. Очень удобная штука оказалась.

Ну, собственно, к делу. Про кремень и кресало.

Сразу скажу, что опыт этого дела у меня небольшой, и, безусловно, может быть оспорен более опытными товарищами.

По моим наблюдениям, три стадии у данного «старинного» способа разведения огня.

Первая. Высечь искру и поймать её.

Высекается кресалом и кремнём, ловится трутом. Кресало у меня — кусок напильника с приваренной ручкой (ещё раз спасибо камраду Денису), кремень — ну, его все знают. Любопытно, что классические кремни, медового цвета, ещё поискать надо. В детстве, помню, везде валялись, а тут как попрятались куда-то.

Отдельно про трут. Я не случайно беру в кавычки слово «старинный», когда говорю о своём опыте. Трут, которым я умею улавливать искру от кремня — это пережжёная без прямого доступа огня хэбэшная ткань. Не было её у предков. Однако все опыты детства, когда мне очень хотелось уметь добывать огонь этим способом, проваливались как раз из-за невозможности искру уловить — а о таком труте я тогда не знал.

Отдельно про высекание огня. Читал кучу рекомендаций, что-де надо кремень не ударять кресалом, а скрести. Действительно, если это делать резко, искры есть. Однако попасть ими в трут у меня не получилось ни разу — чтоб кресало дёрнуть с нужной силой, снизу надо иметь свободное место, а искры в таком случае как раз вниз и идут и до трута просто не долетают. Ну или кресало в него попадает и крошит в труху.)

Соответственно, единственный известный мне работающий способ — это держать трут вот так

И именно высекать искры — тогда, пусть и далеко не с первого раза, но на трут какая-то да попадёт, а потом раздуть уже не проблема.

Вторая стадия. Перевести огонь с тлеющего трута на что-то легкогорючее.

В качестве хорошо загорающегося «посредника» использовал туалетную бумагу. Которой тоже у предков не было по понятным причинам. На этот раз попробовал тот самый пух. Впечатления ниже.

Третья стадия. Перевести огонь с быстро сгорающего «посредника» на что-то, горящее хорошо и сравнительно долго. По наблюдениям — это береста. Тут с предками всё норм.)

Соответственно. Нарезаем бересты

Складываем костерок

Готовим кремень, огниво, трут, «посредник» и бересту

Берём кремень и трут как показано выше и резко ударяем кресалом по кремню, пока искорка в трут не попадёт. Трут крошится, поэтому для его удержания нужен определённый навык, но учишься быстро. Попавшую искорку раздуваем и тут же переносим трут на «посредник», не переставая раздувать.

И вот тут была засада. Пух тлеть-то тлел, и активно, а вот огнём заниматься не хотел категорически. Поэтому был оперативно взят комочек туалетной бумаги, который и загорелся нормально, а от него и береста

Дальше переносим горящую бересту в костерок под растопку и другие кусочки бересты, и вот костерок горит

А мы займемся изготовлением нового трута, поскольку старый закончился, а я как раз надыбал очень подходящую баночку от леденцов.

Хэбэшная ткань идёт в баночку

А баночка, закрытая крышкой, в костёр

Сколько там ткань надо жарить, точно не скажу, у меня костерок горел минут 15-20

Из прогоревшего костерка баночка вынимается и кладется остывать. Остывает, кстати, очень быстро.

Вот, собственно, новая порция трута и готова

Можно начинать всё по новой.)

В заключение чуть о применяемой терминологии. По мне, всё же, вещества и материалы, которые сделаны, чтоб возгораться от ферроцериевого огнива, трутом в общем смысле не являются, если они неспособны поймать и сохранить искру от кресала с кремнём. Впрочем, естественно, на такой узкой трактовке слова «трут» совершенно не настаиваю.

Было бы, повторюсь, очень интересно послушать советы и замечания от камрадов, более опытных в вопросе разжигания огня методом из старых сказок про солдата и его огниво.

Ещё раз спасибо Денису, который помог мне осуществить ещё детскую мечту.)

Всем хороших советчиков, горячего пламени и доброй осени!

================ Разумеется, все мнения и особенно советы в статье — мои и необязательно верные.

Как развести костер с помощью огнива?

Для того чтобы огниво всегда было в рабочем состоянии его необходимо хранить в герметичном контейнере. Это имеет отношение в первую очередь к кресалу и труту. Чиркало можно перед использованием просто протереть от влаги.

Для работы с классическим инструментом нужно использовать обе руки:

  • перед применением необходимо удостовериться, что все компоненты сухие (трут должен быть очень сухим), если это не так — предварительно протереть и просушить их либо заменить при возможности;
  • затем надо приготовить растопку, с помощью которой будет раздуваться пламя; в качестве растопки подойдёт любой сухой материал (трава, тонкие веточки, лучинки и т.д.);
  • если используется магниевый стержень — соскоблить стружку и объединить с трутом и растопкой (стружка легко загорается от искр, которые падают на неё), в противном случае — трут кладут на чиркало, чтобы высекаемые искры сразу же падали на трут;
  • если трут лежит на чиркале — оно берётся в левую руку, а кресало в правую, при расположении материала на растопке, наоборот, чиркалом бьют по кресалу, чтобы искры летели вниз на трут;
  • далее, нужно энергично тереть чиркалом по кресалу (или наоборот) и присматривать за трутом, не следует делать размашистых движений — достаточно быстрых и коротких взмахов;
  • как только появится тлеющий уголёк необходимо аккуратно поместить трут в растопку, если он ещё не там, и не торопясь раздувать пламя;
  • когда огонь разгорится, начинаем подкладывать небольшие веточки, чтобы он окреп и потоп перекладываем всё в костёр.

Как пользоваться огнивом

Как вы уже поняли само огниво не дает отрытое пламя как спички. но оно производит искры высокой температуры, способные разжечь огонь.

Пользоваться огнивом достаточно просто. Берем раскладываем нашу растопку и трут. Кресало держим близко, примерно на расстоянии 2 — 5 сантиметров от трута.

Далее есть несколько вариантов как производить искры:

  • Берем кремень и начинаем энергично тереть кресало, высекая тем самым искры. Сильно руками не размахиваем.
  • Некоторые сначала производят несколько медленных движений по кресалу и на трут сыпят немного крошки, после чего делают резкое движение, которое воспламенит полученные крошки и трут.
  • Встречается такой способ, при котором кремень с кресалом держат близко возле трута. Но само движение по высеканию искры делают наоборот. Кремень остается на месте, а кресалом чиркают по нему.
  • Мне кажется самый действенный способ, это когда чиркаешь не вдоль всего кресала, а только на конце. Тут главное держать правильно, а само движение происходит путем толканием большим пальцем кремня. Таким способом создается большой направленный потом искр туда, куда нам надо.

огниво и как им пользоваться

Кстати, если у вас нет кремня, а только стержень кресала, то не стоит переживать. Искру можно высечь множеством материалов.

Очень хорошо для высекания искры подходит нож. Конечно удобно высекать кромкой лезвия, но тогда вы испортите нож (хотя если дешевый раскладной нож, то и не жалко). Но лучше всего высекать искру обухом лезвия ножа.

Также для этого подойдет обычное стекло или твердая порода камня. Часто используют кусок полотна ножовки по металлу или кусок от напильника. Они тоже высекают много искр.

Как изготовить огниво своими руками

Соорудить своими руками вполне работающее огниво по силам каждому, нужно лишь подыскать подходящий материал для каждой составляющей.

В качестве кремня целесообразно использовать кусок кремния, пирита, диоксида кремния — кристаллического либо аморфного камня.

Слоистые породы не подойдут — они набухают в воде и распадаются при интенсивном трении на слои. Также не стоит брать за основу кремня потрескавшийся минерал — он раскрошится в работе. Размер кремня должен быть таким, чтобы его можно было уверенно удерживать в руке — оптимально 5х3 см.

В качестве кресала подойдут полоса либо стержень из легированной стали или же пирофорного сплава, имеющие неровную поверхность с мелкими насечками. На практике превосходно срабатывает обломок напильника или кусок ножовки — искрящий поток от них получается самым обильным. Но идеальный вариант — это сплав мишметалла.

В основе принципа получения искр лежит удар металла о камень. Выбивающаяся металлическая стружка от взаимодействия с кислородом начинает раскаляться и дает искру с температурой около 1000ºС.

Обратите внимание! Если в качестве кресала решено задействовать полотно ножа, то не следует для этого использовать режущую кромку — та быстро выгорает, к тому же затупляется и делает дальнейшее использование ножа по назначению затруднительным. Лучше использовать тупой край лезвия около рукоятки.

В качестве трута берется любой высушенный материал, способный к быстрому возгоранию либо активному тлению:

  • х\б тряпка, лучше заранее опаленная;
  • комочек ваты;
  • мох;
  • кора дерева;
  • льняное полотно;
  • гриб трутовик.

Обратите внимание! Чтобы защитить трут от воды, его можно предварительно мокнуть в расплавленный парафин или воск, а чтобы усилить его воспламеняющие свойства — заранее пропитать бензином, керосином либо спиртом.

Прикладное искусство Древней Руси. Железо. КРЕСАЛО

Многие уже и не знают, что это такое.


Кресало предназначалось для получения огня. Зажатым в руке кресало с трутом (легко горючим шнурком) чиркали по кремню. От высеченной искры начинал тлеть трут, огонь раздували и поджигали им то, что требовалось. По сути, современная зажигалка — это доведенный за века до совершенства старинный способ: колесик — кресало, фитиль — трут, кремень — кремний.
Основными конструктивными материалами в Древней Руси являлись сталь и железо. Из них делали оружие для воинов, инструменты и приспособления для ремесленников, пахотные и уборочные орудия для земледельцев, всевозможные механизмы, например многочисление замки, крепежные детали и многие поделки, где требовались прочность и пластичность. Все эти изделия изготовлялись техникой свободной горячей кузнечной ковки с применением разнообразных технологий термической и холодной обработки металла. Все кованые предметы в первую очередь отвечали требованиям и нормам утилитарной целесообразности и в то же время, как правило, не были лишены художественной выразительности. Сама технология — ручная свободная ковка горячего металла — предрасполагала мастера к максимальному выявлению декоративных качеств материала и изделия из него.


В Древней Руси широко применялась технология дамаскированного металла. Путем механического соединения в горячем состоянии полос железа и стали мастер получал металл, на поверхности которого после шлифовки и травления появлялся узор в виде полос, елочки, ромбов и всевозможных переплетающихся орнаментов. Куски дамаскированного металла вваривали в лезвия мечей, кинжалов, ножей, ножниц. В итоге получались изделия с очень красивой текстурой материала. В оборонительном оружии пластинчатых панцирях, шлемах на широких пластинах техникой инкрустации или наводкой бронзой и золотом наносился декор растительных и животных мотивов.


Большого искусства в Древние Руси достигли в изготовлении кресал. В этих сугубо утилитарных предметах широко применялось декоративное убранство. Эти изделия из черного металла — железа и стали очень часто в художественных целях обмеднялись, то есть покрывались тонким слоем меди. Кузнецы уже начиная с Х века выделывали чисто художественные предметы — художественное железо. Основной техникой изготовления растительного и геометрического узора была инкрустация и прорезь. Применялась горячая гравировка. На поверхности металла в горячем состоянии зубильцами разной формы выбивались линейные очертания растительных и геометрических узоров.

КРЕСАТЬ или кресить огонь. Южно — западное, тамбовское: крошу, кресал — высекать, рубить огнивом из кремня. Кресить кого, воскрешать, оживлять. …Игорева храброго полку не кресити, Слово о полку Игореве… Кресанье , креска, крес — действие. Кресу нет, покою, житья, взнику, вскресу. Кресало, кресево — огниво, плашка.


Кресало — приспособление для получения открытого огня. Имело широкое распространение до конца XVIII — начала XIX вв., когда были изобретены спички. На сегодняшний день пользуется популярностью среди туристов. Простейшее кресало состоит из : напильника с очень мелкой насечкой, «кремня» (обычно — минерал, окись кремния SiO2) и трута. Сноп высекаемых искр, получаемый от удара кремня о кресало, воспламеняет трут, в дальнейшем тлеющий трут раздувается, а при хорошем качестве трута — немедленно вспыхивает пламя.

Кресало, кромсало, а также резало и тесало — от «кресать», «кромсать» представляет собой полоску закаленной стали. При ударе о кремень из металла кресала выкалываются (вырезаются) очень мелкие стружки, и так как при резании материала развиваются значительные локальные температуры (900—1100 °C), то разогретые мельчайшие стружки немедленно воспламеняются, взаимодействуя с кислородом, содержащимся в воздухе. В известной степени этот процесс схож с шлифованием какого-либо стального предмета на точильном камне, где, как известно, мелкие стружки железа воспламеняются на воздухе, образуя сноп искр. Впоследствии кресало было заменено специальными пирофорными сплавами. В настоящее время наиболее широко распространенным пирофорным сплавом является мишметалл — сплав железа, лантана, церия, суммы лантаноидов и магния. В качестве «кремня» издавна применяется природный минерал кристаллического и аморфного кремнезёма (SiO2) — оксид кремния (IV). Часто окрашен окислами железа и марганца в разные цвета, с плавными переходами между ними. — У КОГО ОПОРА — ГОРА, У ТОГО СЕРДЦЕ — КРЕМЕНЬ. — Как в кремне огонь скрыт. -Тороват, как кремень: обухом не ударишь, искры не увидишь.

Если кремень перевести на греческий язык — pyropetra (огненный камень). Пиропетра — это простое названия средневекового огнива. При подборе формы и качества «кремня» руководствуются тем, что размеры его должны соответствовать хорошему удержанию его рукой (длина 4-5 см, толщина 2-3 см), на поверхности «кремня» не должно быть видимых трещин (так как материал очень хрупок) или слоистой структуры (для исключения намокания в объеме). Лучшему высеканию искры способствует наличие в кремне острых кромок. Об эти кромки и вырезается мелкая стружка металла из кресала, вспыхивающая при взаимодействии с кислородом. В качестве трута выбирается любой волокнистый материал, способный к немедленному возгоранию (тлению) при попадании искр. В качестве трута издавна используются природные растительные материалы, специально обработанные и подготовленные. Трут хранится в сухой герметичной таре, так же как и «кремень». Основные материалы для приготовления трута: -Хлопок -Высушенный мох -Волокна льна -Трутовые грибы Во всех случаях материал трута — это растительная целлюлоза, и потому в качестве удобной формы трута чаще всего выступает опаленная сухая ткань (тряпка). Трут должен быть очень сухим, поэтому его предварительно опаливают пламенем, для того чтобы воспламенение происходило мгновенно. Предполагается, что при опаливании происходит возгонка летучих легковоспламеняющихся компонентов (терпентин, смолы и другое), содержащихся в неочищенной растительной целлюлозе и оседающих на поверхности волокон. В современных кресалах вместо намокающего волокнистого трута иногда используют магниевую стружку, нарезаемую из брусочка магния ножом. Магниевая стружка легко загорается от искр и быстро горит жарким пламенем. Для удобства магниевый брусок и стерженек ферроцериевого сплава совмещают в единой конструкции. Металлический трут сложнее в применении в сравнении с традиционным трутом. Магний легко окисляется на воздухе, покрываясь защитной пленкой оксида магния, поэтому хранить готовую стружку магния долго нельзя. Легкая мелкая стружка легко рассыпается при порывах ветра или неаккуратных движениях.

Техника зажигания кресалом , как и всё, что живет в веках, найдено как идеал и только совершенствуется — достаточно проста, но, в то же время, требует определенного навыка и достаточной сухости и качества применяемых компонентов. При попытке зажечь трут производятся следующие действия: сухой трут укладывается на какую-либо поверхность из горючих материалов, «кремень» удерживается неподвижно рукой в непосредственной близости от трута (расстояние 3-5 см), после этого кресало, удерживаемое другой рукой и прижатое к поверхности «кремня», приводится в движение. Скорость кресала должна быть достаточно высокой и напоминает резкий толчок, при котором сразу образуется толстый сноп ярких желто-оранжевых искр, которые и поджигают трут. Далее тлеющий трут раздувается, а при хорошем качестве трута — немедленно вспыхивает пламя. Трут — только древне — русский: трутъ, труть – то же, старо-слав.нский: трѫть. В *trǫtъ видят *tronkto- и сравнивают с литовским: trañksmas, trankùs «ухабистый», trenkiù, treñkti «ударить с грохотом» (*»теснить»). Древне-саксонский: thringan «давить. теснить», древне — исландский: Þro

Древне — русский: трудъ «древесная губка», церковнославянский: трѫдъ – то же. Болгарский: трът, сербохорватский: тру̑д, тру̑да, словенский: trọ̑d, чешский: troud, словацкий: trúd. Праславянский: *trǫdъ сравнивают с литовским — trandìs, trandė̃ «личинка моли, древесный червь», trendė́ti, tréndu «быть побитым молью или источенным червями», trenė́ti «портиться», латышским — trenêt «портиться, гнить», далее – с др.вне — индийским — tr̥ṇátti «раскалывает, открывает, продырявливает», «дыра, отверстие». Греческое — τερηδών «древесный червь». Предполагают связь с тере́ть. Булат. Сближает еще с древне — русским — трудъ «болезнь». Старо-славянским — трѫдъ. Сербохорватским — тру̑т «нарыв на пальце руки», словенским- trọ̑d «колики», польским — trąd «проказа, парша, струп». Эту группу слов сравнивают, с другой стороны, с голландской — stront «кал» (Уленбек, Aind. Wb. 115; Франк – Ван-Вейк 678), что остается недостоверным.

На гербе Сербии изображён двуглавый орёл, на его груди красный щит, на щите крест с четырьмя кресалами, которые своей формой напоминают четыре буквы С, что трактуется как девиз «Само слога Србина спасава» — «Только единство спасёт сербов».

В глубине человека заложена творческая сила которая способна создать то, что должно быть, которая не даст нам покоя и отдыха, пока мы не выразим это вне нас тем или иным способом.

Иоганн Гете

Какие огнива имеются в продаже

Современные огнива, что предлагают производители для туристического рынка, разделяются на ручные механические и полуавтоматические. С первыми приходится работать обеими руками, со вторыми справится и одна.

Все выпускающиеся сегодня приспособления используют:

  • в роли кресала стержень из ферроцерия;
  • в роли кремня — металлическую пластину;
  • в роли трута — магний.

Приспособления оснащены удобной рукоятью и непромокающим футляром, могут иметь титановый корпус, внутри которого работает искрящий стержень. Цена сильно колеблется, что зависит от модификации и маркетинга выпускающей компании. Диапазон — от нескольких долларов до десятков долларов.

Преимущества огнива

Длительное пребывание вдали от цивилизации чревато разными неприятностями. Спички могут отсыреть или банально закончиться, зажигалка — сломаться или исчерпать горючий заряд. Поэтому в набор туриста лучше включить в роли запасного варианта огниво.

  • Оно не нуждается в подзарядке.
  • Не боится дождя, холода, жары и влаги.
  • В случае намокания все компоненты можно высушить и заново использовать.
  • Любую составляющую можно заменить чем-то из подручных средств.

Под дождем с помощью огнива разжечь пламя труднее, чем от спичек либо зажигалки, но все же возможно, что доказывает практика.

Добывание огня с помощью кремня в сыром лесу

Добывание огня с помощью кремня и кресала

Прижал тут меня админ группы Школа Выживания РФ с ласковым голосом и вострым узбекским ножиком в руках, помочь ему снять ролик про добычу огня старым-добрым дедовско-прадедовским способом, с помощью того самого огнива, что было, почитай, у каждого нашего предка в тормозке еще каких-нибудь 150 лет назад. Почти вчера.

В прикрепленном ниже ролике как раз то самое видео. Лесок нынче сыроватый, шансов железякой и кремешком с наскока развести огонь не слишком много. Кабы было не всё так стремительно, то я бы нарвал «сухих» листьев, надрал коры с «сухих» веток, может быть «сухой» травы, сунул всё это под куртку и пару часов потуканил по хозяйству. Например, собирая хворост, заготавливая дрова для будущего костра. Мы же для этого собрались?

За пару часиков «сухие» заготовки для трута/растопки точно бы подсохли и растормошить их «в паклю» стало бы и проще и толку от той «пакли» было бы больше. Но…

Но, учитывая брутальные админовы аргументы, пришлось согласиться и делать с кандачка: трусить кору я поручил одному товарищу, строгать сухую ветку на «вату» другому, а сам не слишком-то сухие листья нашелушил, как получилось. В целом, полученный материал особо не восторгал. Хуже у меня еще не бывало. Но результат на видео.

И тут же появились вопросы: «Да нафига эти замороки с железкой, жжеными тряпками, камнями, коробочками, когда можно дешевеньким китайским ферроцериевым огнивом «чирк» — и порядочек? Ну на-хре-на?!«.

В принципе, такому человеку достаточно ответить в таком-же стиле выпускника коррекционной школы: «Да нахрена все эти замороки с ферроцериевыми огнивами, ножиками и прочим скарбом, когда обычной зажигалкой чирк — и уже готовый огонь? Ну на-хре-на?!«.

И его вопрос сразу обнуляется =)

Так зачем же вообще иметь такой вот набор с огнивом

…походнику, бушкрафтеру или суровому ароматному выживальщику?

Мой ответ такой:

Только для того, что бы иметь еще один навык разведения огня, когда традиционных средств у вас нет. А напильник, нож из высокоуглеродистой стали, или любая другая железяка, дающая при ударе о камень искру у вас есть или вы знаете, где её в доступности найти. И с этим знанием и навыком получить огонь. Больше такой набор ни для чего не нужен. И даже таскать его с собой совсем не обязательно.

О! Нет, забыл: еще для удовольствия =)

Есть и другие способы получения огня без спичек, зажигалок, современных ферроцериевых огнив. И владение каждым из них даёт вам большую уверенность в самых разных ситуациях. Что вы не замёрзнете, приготовите себе пищу, обеззаразите воду в ситуациях, где другой сложит лапки. Больше ничего это не даёт. Никакой сакральной «религиозной» сущности во владении десятью способами нетрадиционного разведения огня нет. Кому не надо — тому и не надо.

Как развести огонь во влажном лесу?

Весенний лес. Сырой, грязноватый уже снег, воздух насыщенный влагой, с неба сыплется льдистая водяная пыль. Даже береста на березах кажется сырой насквозь, хотя это просто невозможно. О сухой траве нет и речи, редкие, чудом уцелевшие на ветвях, прошлогодние листья обвисли, напитанные влагой. У вас есть огниво, трут, но никакой растопки, что бы из полученного тлеющего уголька получить огонь. Безнадёга…

Что же сделать, что бы развести костёр вопреки очевидной депрессивности ситуации?

Во-первых, раздобудьте добрый кусок бересты, достаточный для того, что бы свернуть из него рожок или трубку диаметром ~5 см и больше.

Осмотритесь по сторонам. Если в пределах видимости есть хвойные деревья, то вам нужны нижние обломки сучьев. Отрезок в 10-15 см от ствола — это то, что вам нужно. Напилите, наломайте, нарубите несколько таких сучьев. Обтешите их до полу-прозрачной янтарной сердцевины. Даже если вся ветка уже насквозь мокрая (что сильно вряд ли), эта её сердцевина будет прекрасно гореть. В настолько пропитанную смолой древесину вода просто не просочится. Это исключено. Настрогайте эти смолистые сердцевинки на тончайшие стружки. Острый нож тут рулит. Вы же не из тех, кто вскрывает ножом консервные банки или использует лезвие для чиркания по огниву? Нет? =)

Если сердцевинок хвойных сучков у нас под рукой нет, то добываем внутренние слои сухих лиственных веток и с помощь ножа наскабливаем из них древесный пух. Пусть не смолистый, зато хотя бы сухой. Стараемся еще более тщательно, чем в «хвойном» варианте. Так, как будто от этого зависит наша жизнь. Кстати, кто знает?… :)))

Чем более «пушистые», тонкие стружки вы получите, тем лучше. На фото я откровенно схалявил. Нужно строгать еще более тщательно и тонко. Как пух. По сути, мы сейчас делаем замену сухой траве. Её нигде нет и не предвидится, а нам нужна похожая волокнистая быстро-воспламеняющаяся структура. Вот мы её и делаем из древесины.

Полученную немаленькую жменю этого древесного «пуха» вкладываем в берестяную трубку и обжимаем её так, что бы предварительно придать нужную нам форму. Дальше, достаем наше огниво, кремень и трут, и давно привычными движениями быстренько получаем тлеющий уголёк.

Тут важно, что поскольку 100% замену раздербаненной в «вату» сухой траве мы всё равно сделать не сможем, то нужно ясно понимать, что нам нужен БОЛЬШОЙ кусок трута, который будет жарко раздуваться в течении 10-20 минут. Или дольше. Ибо задача у нас сейчас нетривиальная и потребует гораздо бОльшего и дОльшего прогрева растопки, чем мы привыкли.

Итак, тлеющий трут мы получили и помещаем его внутрь берестяной трубки, зарыв в середину древесных стружек. Скручиваем трубку и начинаем «шаманить», чередуя дутьё сквозь трубку с размахиванием ею рукой. Через 4-5 минут мы явно чувствуем потепление берестяной трубки. Это значит, что внутри уже конкретно жарко.

Остающийся в воздухе, при махании, дымный след подтверждает, что мы уже где-то на финишной прямой. Продолжаем интенсивно раздувать жар в трубке в последующие несколько минут. Процесс стабилен, но что-то явного прогресса не наблюдается. Закрадываются сомнения: а не сотлеет ли вся эта канитель в угольки, так и не занявшись огнём? Будет довольно обломно. А в ситуации выживания, так еще и фатально.

Но в какой-то момент, когда рука еще за спиной, слышен характерный слабый хлопок, который ни с чем не перепутаешь. И вот, у нас перед глазами пламя, пока еще робко хватающее край берестяной трубки. Ураааа! Получилось!

Теперь добавляем сверху наструганных сердцевин веток, щепы от поленьев и всего, что хоть немного кажется сухим. Если у вас большой кусок бересты, то её жаркий, «липкий» огонь успеет подсушить подложенные дровишки, что бы они занялись.

Ну что — костерок готов? А вы говорили, что ничего у нас не получится! =)

И наконец…

Как добыть огонь, если лес совсем мокрый?

Прошедшие несколько дней «волшебной» погоды с проливными дождями раздразнили мой азарт убедиться, что и в таком промокшем насквозь лесу можно исхитриться разжечь огонь с помощью кремня и кресала. Сказано — сделано.

Для основы — «огненной трубки«, я взял полюбившуюся мне бересту. На «паклю» пришлось собирать старые листья, что еще не опали. Всё не такие сырые, как на земле. Хотя, скомканные в руке они вели себя уныло: шелушиться и не собирались, скатываясь скорее в какую-то «сигару».

Решил подстраховаться «сухой» веткой лиственницы. Соструганная почти до середины, она всё равно на прикосновение была влажной. Ну и не удивительно в такие-то погоды!

Засунул под куртку жменю листьев и надеялся, что пока найду пригодный для обустройства костра пенёк, они хоть немного подсохнут. Пока искал подходящее место, пока то да сё, листья и вправду немного подсохли и даже едва заметно захрустели, когда я их начал дербанить «в паклю».

Затем настрогал древесного пуха из полусухой палки, нарезал тонкой стружки и, как вишенку в коктейль, решил еще начесать «пуха» с полоски бересты. Послойно запихнул весь этот фарш в заранее свернутую берестяную трубку и с помощью трута из жженой тряпочки всё это запалил. И оно довольно быстро запалилось.

PS. Уже дома под курткой обнаружились прилипшие к свитеру несколько листьев из тех, что я сушил теплом души своей. За два часа, что шхерились у меня по подмышкам, они высохли до нужной хрусткости. То, что было бы надо. Но… не пригодились. И так сладилось, по сырому.

Виды огнив

В XVIII веке оно представляло собой железный стержень и кремень (твердая смесь редкоземельных минералов). Искры возникали в момент их трения. С течением времени технологии совершенствовались и изобретали различные металлические сплавы, которые воспламенялись гораздо легче.

Если рассматривать современные модели, то выделяют 2 основных вида:

  1. Ручные — для того, чтобы разжечь огонь потребуется задействовать обе руки.
  2. Полуавтоматические — это вариант в основном для новичков. Конструкция сделана таким образом, что для высечения искр нужна лишь одна рука.
  3. Тактические — их включают в экипировку солдат.

Зажигалки можно отнести к самым простым видам полуавтоматического огнива.

Из чего состоит огниво

Элементов, из которых состоит огниво, всего три. Но каждая часть незаменима:

  • чиркало — зачастую это кремень, пирит или простая металлическая пластинка;
  • кресало — стержень из которого высекаются искры;
  • трут — легко воспламеняющиеся материалы, на которые должны попасть искры от кресала. Без него невозможно разведение костра.

Кресало

Это небольшой металлический пирофорный элемент. Самовозгорание возникает при ударе об кремень. В этот момент образующаяся мелкая стружка разогревается. Взаимодействие с кислородом способствует воспламенению.


Кресало.

Изначально для кресала использовали железо. Однако инертность и жесткость осложняли задачу. В XX веке изобрели сплав из церия, лантана и железа. Он получил название ферроцерий.

«Кремень»

Это небольшой кусок материала, который по твердости превосходит кресало. При ударе кремень царапает его и образуется мелкая стружка. Наличие острых зубьев значительно упрощает процесс высекания искр.

Изначально его изготавливали из одноименной породы и тщательно следили за качеством. На ней не должно быть трещин во избежание намокания.

С течением времени, когда изобрели сплавы для изготовления кресал, требования для кремня снизились. Сегодня используют закаленную высокоуглеродистую сталь.

Трут

Это легко воспламеняющийся материал. При попадании искр, образованных в момент удара кремния и кресала, а также при взаимодействии кислорода он начинает тлеть или сразу загорается в зависимости от качества.

Фибулы-кресала

Железные фибулы, относящиеся к так называемому типу фибул-«кресал», кресал-«щипцов» или кресал — «уточек», связаны с ареалом распространения салтово-маяцкой культуры. Подобные изделия фиксируются на памятниках VIII – IX вв. в Среднем Поволжье, в бассейне Северского Донца, на Северном Кавказе. Четыре экземпляра были найдены в Крыму.

Фибулы типа кресал-застежек обнаружены на таких памятниках Среднего Поволжья, как Больше-Тарханский и Танкеевский могильники, где эти изделия выходят из употребления в первые десятилетия X в. Фибулы-кресала встречаются в захоронениях бассейна Северского Донца, в катакомбных и грунтовых могилах, совершенных как по обряду ингумации, так и кремации. Аналогичные типы фибул обнаружены в погребениях второй половины VIII – IX на Северо-Западном Кавказе. В некрополе Дюрсо фибулы-кресала найдены в мужских могилах, совершенных исключительно по обряду кремации.

В Крыму известны три пункта с находками фибул-кресал, обнаруженных в Юго-Западном и Юго-Восточном Крыму. Все они были обнаружены вне археологического контекста, но рядом с синхронными по культурной принадлежности памятникам. Одна находка была сделана в окрестностях Бахчисарая. Размеры фибулы без учета кольца 10,9х2,6 см. Спинка фибулы низкая. На конце приемника расположено неподвижное кольцо, в которое вставлено подвижное.

Еще одна такая фибула происходит из окрестностей поселения салтово-маяцкой культуры на юго-западном склоне Кубалачского хребта, восточнее с. Русское Белогорского района. Здесь при осмотре поселения IX – первой половины X вв. были обнаружены две фибулы-кресала, отличающиеся как размерами, так и особенностями формы. Одна из них, небольшого размера с орнаментом на спинке в виде двух рядов прорезных дуг, образующих волнистый орнамент. На конце ее приемника расположено неподвижное кольцо, в которое вставлено подвижное. К приемнику припаян небольшой «замочек» для иглы.

Второе кресало — большего размера, имеет плавные изгибы спинки с узкой верхней частью. Конец приемника заканчивается завитком, а замочек для иглы широкий, припаянный к нижней части приемника, украшен насечками. Щипцовое устройство фибул также отличаются. Лапки первой фибулы длинные, уплощенные, у второй фибулы-кресала лапки образуют окружность, прижаты только их концы. Изделие из Бахчисарая подобно по форме первой фибуле с поселения Кубалачского хребта. Их щипцовое устройство также аналогично. Различаются они только шириной верхней части спинки (рабочей части) и наличием или отсутствием орнаментации.

Недавно, в 2020 году, случайная находка фибулы-кресала была сделана на Южном берегу Крыма, вдали от каких-либо известных поселений салтово-маяцкой культуры. А именно, в лесной зоне, восточнее горного прохода Шайтан-Мердвен («Чертовой лестницы»), на юго-западных склонах г. Исар-Кая, на вершине которой расположено укрепление XIII в. Изделие (длинной 9,3 см) имеет угловато-изогнутую вертикально-пластинчатую рабочую часть (в виде своеобразной рамки), в фибулах она является спинкой (высотой 3,15 см), ножку со сплошным приемником для иглы и головку в виде щипцового пружинного устройства с заклепкой (длиной 3,9 см). Верхняя часть спинки (шириной 0,8 см; толщиной 0,6 см) украшена с двух сторон горизонтальным не глубоким желобком. Вытянутая часть приемника характерная для данных фибул утрачена.

По мнению исследователя Н.П. Туровой эта находка может быть связана с древними дорогами, проложенными по яйлам через горные перевалы. Одним их них был Шайтан-Мердвен. В его окрестностях и на самом проходе кроме упомянутого укрепления «Исар-Кая» XIII в., расположена стоянка эпохи энеолита. На нижней известковой ступени Чертовой лестницы в 1967 году Л. В. Фирсовым обнаружены подрубки скальной поверхности, ее ориентация и подъемный материал дали ему возможность предположить о существовании здесь храма. Все эти находки свидетельствуют о том, что горный проход на яйлу с Южного Берега Крыма был известен еще с глубокой древности.

Л. В. Фирсов, предположил, что дорога проходила здесь еще с эпохи энеолита и в первые века н.э. В нескольких километрах от Шайтан-Мердвена в 60-х годы ХХ в. исследователем были обнаружены в «каменном набросе дорожного полотна осколки краснолаковой чаши» и ручка амфоры первых веков н.э. А в 2020 году экспедицией МКУК «Ялтинского историко-литературного музея» при обследовании урочища Бизюка, расположенного в 1 км северо-восточнее от перевала Шайтан-Мердвен, был обнаружен новый объект археологического наследия, который по предварительным исследованиям связывают с культовым местом — святилищем, датированным по нумизматическому материалу III – II вв. до н. э. – V – VI вв. н.э.

Фибула-кресало VIII – начала Х вв., обнаруженная случайно, является первым подобным изделием на Южном Берегу Крыма и четвертой фибулой данного типа в Крыму. Ее местонахождение, находки последних лет в районе горного прохода Шайтан-Мердвен и прилегающих к нему остатков более ранних дорог, свидетельствуют о важности древних магистралей в сложных этнополитических и этнокультурных процессах в Таврике на протяжении разных эпох. О назначении описанных изделий, ввиду небольшого количества находок, судить пока сложно.

Полезные советы

Для добычи искры из описываемого устройства подойдет любая сталь. Главное, чтобы она была легированной. Пусть даже она не обладает высокой коррозийной устойчивостью, важно лишь то, образовывает ли она достаточное количество искр. Помните о том, что использование в качестве кресала лезвия ножа нежелательно. Оно выгорает и может затупиться. Этот метод можно использовать только в крайних случаях. Штатное кресало огнива с успехом заменит небольшой кусочек полотна ножовки. Без огнива обойтись можно, однако в походных условиях оно обязательно пригодится. Если вы заядлый турист, приобретите его. Тем более что даже самая дешевая модель справится с поставленной задачей, если все сделать правильно. Теперь вы получили ответ на вопрос, что это такое — огниво.

Выбор огнива

— Огниво — это всегда доступный способ разжечь костер.
Школа выживания

Метки: «огонь», «огниво»

Alfredo комментирует:

Pefrcet shot! Thanks for your post!

18.01.2013
Иван
комментирует:

Про шарик запаянный в воск первый раз слышу. Информация весьма полезная. Положил в рюкзак и бери на рыбалку на всякий непредвиденный случай.Да и вообще статья очень полезная для рыбаков и охотников.

07.05.2015
Ольга
комментирует:

Действительно, в хорошую погоду верное средство, чтобы развести огонь. А я все время думаю, что это за железки мы таскаем в поход. Всегда этот метод выручит, если потеряли спички.

15.05.2015
Екатерина
комментирует:

Интересная идея с шариком. Можно просто прихватить шприц, наполненный керосином. Только упаковать его как следует. А я, как любитель «научных подходов» беру с собой сухой спирт в герметичной упаковке. И потом слушаю благодарности от товарищей, разводящих костер).

12.07.2015
Артем
комментирует:

Шарик сжать так, что бы вытек керосин — сложно, а вот шприц в рюкзаке подвергающемся нагрузкам протечет обязательно!

12.07.2015
Dr.Pavlov
комментирует:

Тем кто курит не до таких тревог, обычно в карманах всегда пара зажигалок. А уж в походе и 10 «китайцев» и пара коробков со спичками залитыми в парафин. :)

13.08.2015

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: