Сигналы бедствия: 5 способов дать знать о себе подручными средствами.

При обрушении здания, сходе лавины, кораблекрушении, урагане или другой чрезвычайной ситуации, многое зависит от поведения пострадавших. Основное правило гласит: человек, оказавшийся в экстремальных условиях, не должен покидать район происшествия.Чтобы увеличить шансы на спасение, нужно оставаться на месте и подавать сигнал бедствия при помощи специальных технических или подручных средств.

Человек подает сигнал бедствия

При этом неважно, как именно просить о помощи, главное, чтобы сигнал был виден с воздуха, воды и суши. Это несложно, если заранее ознакомиться с многообразием сигналов SOS и при необходимости просто освежить их в памяти.

Разновидности сигналов

На уроках ОБЖ в 6 классе дети изучают основные сигналы бедствия. Одни подаются при помощи специальных приспособлений, другие – без них. При этом, все известные способы подачи сигналов делятся на несколько групп:

  • световые (для подачи необходим источник света или светоотражающий предмет: зеркало, фольга и т. д.);
  • дымовые сигналы (о чрезвычайной ситуации свидетельствуют столбы дыма от разведенных костров);
  • жестовые (помогут привлечь внимание пилота, когда вертолет приблизится к земле);
  • информационные (знаки подскажут спасателям, где искать пострадавших, если им пришлось покинуть место происшествия);
  • водные (в воде разводятся ярко светящиеся краски);
  • звуковые (свист, крик, хлопушки, выстрелы);
  • радиосигналы (посылаются при помощи рации, мобильного телефона, пеленгатора или другой технической «игрушки»).
Сигналы бедствия , подаваемые руками (жесты)Что означает
Наш радиоприемник работает
Утвердительный ответ (Да)
Вскоре сможем продолжить путь, подождите, если есть возможность
Необходима техническая помощь или запасные части, длительная задержка
Посадка невозможна
Заберите нас, самолет покинут
Используйте вымпел
Все в порядке, не ждите
Отрицательный ответ (Нет)
Посадка здесь (указывайте в направлении места посадки)
Необходима медицинская помощь! СРОЧНО!

Где может пригодиться ультразвуковой свисток?

Для воспитания пса ультразвуковой свисток рекомендуют применять со щенячьего возраста. У собаки быстрее вырабатываются рефлексы, она привыкает к таким командам и быстрее находит контакт с хозяином.

Устройство будет полезно:

  • для дрессировки собаки;
  • от учения от лая;
  • отпугивания агрессивных или бездомных животных.

Для того чтобы сообщить животному команду, хозяину надо всего лишь дунуть в свисток (или нажать на кнопку, если свисток электронный) с соблюдением продолжительности и равных промежутков времени. Для каждой команды свой сигнал, как в азбуке Морзе. Несколько курсов и животное начинает показывать результат.

Постепенно синхронность сигнала свистка, жестов рук и голоса собака подсознательно начинает воспринимать как команду. После того как она отработана, достаточно только воздействия ультразвука для выполнения требований хозяина. Вариантов для условных знаков можно выработать несколько, конечно, злоупотреблять не стоит.

То что мы называем ультразвуком, для животного просто звук. Для человека бесшумный свисток для собак проявляет себя рабочим только тогда, когда виден результат. В остальных случаях можно только догадываться о его действии. Важно следить за состоянием питательного элемента, установленного в устройстве, некоторые производители оснащают свисток индикатором.

Посредством свистка владельцу животного легче управлять им, при подаче голосовой команды на большом расстоянии приходится трудно и питомцу и самому человеку. Ветер, шум заглушают голос. Но ультразвук способен достигать ушей животного до 450 метров, в зависимости о конструкции свистка и местности, где находятся человек и собака.

Спецсредства для подачи сигналов бедствия

Даже поход в булочную может обернуться катастрофой: случится обвал здания, или вы угодите в полуоткрытый люк. Так что тогда говорить об опасностях, подстерегающих человека вдали от цивилизации. И если в пределах города на помощь пострадавшему кинутся со всех сторон, то в автономных условиях за выживание придется побороться.

Первое, что нужно сделать, это привлечь внимание спасателей, волонтеров или других, оказавшихся неподалеку людей. Для этого пригодятся:

  1. Громкий свисток, который слышно на дальнем расстоянии. Он пригодится в условиях сильного рассеивания звука, когда голос пострадавшего слышен не дальше 100 м: высокие горы, строения, противоположное направление ветра, густой лес и т. д. Звук свистка усиливается в замкнутом пространстве.
  2. Радиостанция, лучше всего действующая на равнине и над водой. В горах от устройства немного пользы.
  3. Приемопередатчик, позволяющий отправлять и получать ответные сигналы.
  4. Радиомаяк, посылающий сигналы на аварийную частоту.
  5. Фонарик-палочка, зажигалка или другой автономный источник света, работающий до 10 часов и незаметный с большого расстояния. Можно подать сигнал бедствия азбукой Морзе.
  6. Буй сигнальный, если крушение случилось на воде.
  7. Маркер водный, окрашивающий воду в насыщенно-оранжевый или ярко-зеленый цвет.
  8. Зеркало-гелиограф, пускает мощные блики (солнечные зайчики). С воздуха такой сигнал заметен с расстояния в 20 тысяч метров.
  9. Сигнальная ракета взрывается на высоте, а значит, заметна на большом расстоянии. Это особенно важно, если вы заблудились в горах.
  10. Сигнальный факел, ярко горящий и заметный издалека.

Обратите внимание! Чтобы экстремальная ситуация не стала безвыходной, отправляясь в экспедицию, соберите перечисленные предметы в свой рюкзак. Это станет залогом вашего быстрого спасения.

Как выбрать нужный свисток?

Поиск аварийного свистка может быть немного пугающим, учитывая, что на рынке есть много предложений. Производители любят хвалить свои продукты и стараются убедить вас, что их продукция самая лучшая. Если у вас нет основной информации, вы можете выбрать неверную.

Вот некоторые вещи, которые вы должны знать при выборе аварийного свистка:

  • Должно быть шумно
    и вам не нужно усердно работать, когда вы разрушаете его. Вы никогда не знаете, когда ему в конечном итоге причинят боль, и он не сможет поднять свой свист с максимальной вместимостью легких. Свист должен быть способен издавать резкий и проникающий звук, который будет слышен на больших расстояниях и при других шумах.
  • Это должно быть сложно.
    Вы никогда не знаете, с какой ситуацией вы можете столкнуться, поэтому вам нужен свист, который будет противостоять замерзанию и порче. Обычные свистки требуют определенных условий для правильной работы, но когда дело доходит до чрезвычайных ситуаций, вы не можете быть требовательны к условиям. Вам нужен свист, который работает в Антарктиде так же хорошо, как и в глубине пропасти. Также убедитесь, что материал устойчив к ударам. Если вы упадете и сломаетесь, вы не сможете его использовать. Не покупайте металлические свистки, если вы находитесь в условиях низкой температуры, они будут прилипать к вашим губам.
  • Это не может застрять или преувеличить.
    Мы рекомендуем выбирать свисток без раската. Поскольку у них нет движущихся частей, этот тип аварийного свистка не застрянет и не может быть завышен. Чем сильнее вы дунете, тем сильнее будет звук. Свист с горохом теряет свою эффективность при попадании грязи и влаги. Если горох застрянет, звук больше не будет выходить. Со свистком без звонка вам больше не придется об этом беспокоиться.
  • Это легко найти.
    Свисток — это маленькая вещь, которую можно легко потерять. Вот почему вам нужен свисток, который вы можете прикрепить к чему-либо или просто носить его на шее. Существует множество вариантов свистка, которые позволяют использовать его в качестве браслета или даже в виде кольца, чтобы он всегда был рядом с вами. Убедитесь, что, если вы используете его на шее, используйте шнур, который разрывается под давлением. Вы также можете узнать, как сделать шнур для паракорда, если хотите что-то более особенное. Вы не хотите, чтобы хулиган использовал это против вас, и в итоге вы задушены собственной страховочной веревкой. Ярко окрашенный свисток также будет легче найти при просмотре множества мелких вещей. Попробуйте ярко-оранжевый или фосфоресцентный зеленый, это самые простые цвета для обнаружения.

Это основные характеристики, которые вы должны искать в свистке безопасности. Теперь давайте поговорим о некоторых чрезвычайных свистках, которым мы доверяем и считаем достаточно эффективными, чтобы рекомендовать их нашим читателям.

Международные коды

Для помощи жертвам чрезвычайных ситуаций были разработаны международные сигналы бедствия, понятные спасателям всех стран. Это символы кодовой таблицы, которые нужно грамотно расположить:

  • ширина символа от 3 м;
  • ширина – 10 м;
  • пробельное расстояние между знаками от 3 м.

Наземные кодовые сигналы выкладывают на возвышенностях, не залесённых склонах и полянах (чтобы их было видно и с земли, и с воздуха). Визуальный «крик о помощи» выкладывается всем, что есть под рукой: палатками, спасательными жилетами, спальниками, одеждой ярких расцветок и т. д.

Символы международного кода выкладывают пласты дерна, срезанные ножом. Для увеличения ширины символов, дерн переворачивают грунтом вверх и выкладывают возле траншеи (вплотную).

СигналЧто значит
Нужен врач
Необходимы медикоменты
Не можем дальше двигаться
Необходима вода и еда
Необходимо оружие и боеприпасы
Необходимы карта и компас
Нужна сигнальная лампа и батареи
Укажите направление к спасению
Мы двигаемся в этом направлении
Пробуем взлетать
Самолет поврежден
Здесь безопасная посадка
Необходимо масло и пища
Все в норме
Нет
Да
Не понял
Необходим инженер
Мы нашли всех людей
Судно повреждено

На заснеженной местности знаки изготавливают из елового лапника, протаптывают или рисуют золой от костра.

В пустыне используется песок, собранный в небольшие валы. Такие знаки видны с утра до вечера, а отбрасываемые песчаными валами тени, хорошо заметны с воздуха.

Чтобы визуальные средства сигнализации были заметны издали, они должны выделяться на основном фоне местности.

Обратите внимание! При помощи специальных или подручных средств передается сигнал бедствия СОС из азбуки Морзе. Но мало кто знает, что существует еще один экстренный сигнал международного значения – «Mayday», означающий «Помогите!». Для оповещения о бедствии используется оранжевый дым, звуковой сигнал, перевернутый государственный флаг.

Международные радиосигналы бедствия

Сигнал бедствия подается через радио путем троекратного повторения кодового слова:

  1. Mayday (Мэйдэй) – сокращение французской фразы «придите мне на помощь», до слова «помогите». Используют при очень большой опасности.
  2. SOS (СОС) – сигнал бедствия, со смыслом — спасите наши души.
  3. Pan-Pan (Пэн-Пэн) – переводится, как «поломка» и используется при средней степени опасности.

Независимо от степени экстремальности условий важно включить смекалку и помнить, что способы подачи сигнала бедствия должны быть не затратными, а заметными для спасателей.

Звуковые сигналы локомотивов

1.

Звуковые сигналы при движении поездов подаются свистками локомотивов, моторвагонных поездов и дрезин, духовыми рожками, ручными свистками.

Сигнал Значение сигнала Кто подает
Три коротких «Стой» Локомотивная бригада, главный кондуктор, станционные и другие работники
Один длинный «Отправиться поезду» Дежурный по станции или по его указанию дежурный по парку, сигналист, дежурный стрелочного поста или главный кондуктор; отвечает машинист ведущего локомотива; повторяет сигнал машинист второго локомотива при двойной тяге. Если поезд отправляется с пути, имеющего выходной светофор, этот сигнал подает машинист ведущего локомотива после открытия выходного светофора; повторяет сигнал машинист второго локомотива при двойной тяге
Три длинных Требование к работникам, обслуживающим поезд, «Тормозить» Машинист ведущего локомотива; повторяет сигнал машинист второго локомотива при двойной тяге
Два длинных Требование к работникам, обслуживающим поезд, «Отпустить тормоза» Машинист ведущего локомотива; повторяет сигнал машинист второго локомотива при двойной тяге
Три длинных и один короткий О прибытии поезда на станцию не в полном составе Машинист ведущего локомотива
Три длинных и два коротких Вызов к локомотиву помощника машиниста, главного кондуктора, механика-бригадира, руководителя работ хозяйственного поезда Машинист ведущего локомотива остановившегося на перегоне поезда
СЛЕДОВАНИЕ ДВОЙНОЙ ТЯГОЙ
Один короткий Требование к машинисту второго локомотива уменьшить тягу Машинист ведущего локомотива; повторяет сигнал машинист второго локомотива
Два коротких Требование к машинисту второго локомотива увеличить тягу Машинист ведущего локомотива; повторяет сигнал машинист второго локомотива
Два длинных и два коротких Требование к машинисту второго локомотива «Опустить токоприемник» Машинист ведущего локомотива; повторяет сигнал машинист второго локомотива
СЛЕДОВАНИЕ С ПОДТАЛКИВАЮЩИМ ЛОКОМОТИВОМ
Два коротких Требование начать подталкивание Машинист ведущего локомотива; повторяет сигнал машинист подталкивающего локомотива
Один короткий, один длинный и один короткий Требование прекратить подталкивание, но не отставать от поезда Машинист ведущего локомотива; повторяет сигнал машинист второго локомотива
Четыре длинных Требование прекратить подталкивание и возвратиться обратно Машинист ведущего локомотива; повторяет сигнал машинист второго локомотива
Примечание. При следовании поезда двойной тягой с подталкивающим локомотивом машинист второго локомотива повторяет все силы вслед за подачей их с подталкивающего локомотива. Порядок подачи в этом случае машинистом подталкивающего локомотива сигнала «Опустить токоприемник» устанавливается начальником железной дороги.

При наличии радиосвязи звуковые сигналы при следовании поездов двойной тягой или с подталкивающим локомотивом могут заменяться переговорами между машинистами.

2. Оповестительный сигнал — один длинный свисток локомотива (моторвагонного поезда) и дрезины подается:

  • при приближении поезда к станциям, путевым постам, пассажирским остановочным пунктам, переносным и ручным сигналам, требующим уменьшения скорости, сигнальным знаком «С», выемкам, кривым участкам пути, тоннелям, переездам, съемным дрезинам, съемным ремонтным вышкам, путевым вагончикам и другим съемным подвижным единицам;
  • при приближении поезда к месту работ начиная с километра, предшествующего указанному в предупреждении, независимо от наличия переносных сигналов;
  • при восприятии ручного сигнала «Опустить токоприемник», подаваемого сигналистом;
  • при приближении к находящимся на пути людям и в других случаях, указанных в приказах начальника железной дороги.

При следовании во время тумана, метели и других неблагоприятных условиях, понижающих видимость, оповестительный сигнал повторяется несколько раз, а по неправильному пути подается одним длинным, коротким и длинным свистком локомотива.

Составители поездов, прекратившие маневры из-за приема поезда, сигналисты и дежурные стрелочного поста по оповестительному сигналу обязаны каждый на своем участке проверить и убедиться в том, что безопасность движения принимаемого поезда обеспечена.

3. Сигнал бдительности подается одним коротким и одним длинным свистком локомотива (моторвагонного поезда) и периодически повторяется:

  • при подходе к проходному светофору с красным огнем, имеющему условно-разрешающий сигнал, и дальнейшем следовании по блок-участку;
  • при проследовании проходного светофора с красным огнем, а также с непонятным показанием или погасшим после стоянки перед ним и дальнейшем следовании по блок-участку;
  • при подходе к входному светофору с лунно-белым огнем пригласительного сигнала и во всех других случаях приема поезда на станцию при запрещающем показании или погасших основных огнях входного сигнала;
  • при приеме поезда по неправильному пути (при отсутствии входного сигнала по этому пути) Этот сигнал должен подаваться и при дальнейшем следовании по горловине станции.

4. При встрече поездов на перегонах двухпутных участков подаются оповестительные сигналы одним длинным свистком:

  • первый сигнал — при приближении к встречному поезду,
  • второй — при подходе к хвостовой части встречного поезда.

5. Звуковые сигналы о приближении поезда подаются:

  • на перегоне — обходчиками железнодорожных путей и искусственных сооружений, дежурными по переездам, руководителями путевых работ и работ по контактной сети или работниками, сопровождающими съемные ремонтные вышки и путевые вагончики;
  • на станциях — сигналистами и дежурными входных стрелочных постов.

Оповещение о приближении нечетного поезда производится одним, а четного поезда — двумя длинными звуковыми сигналами.

Сигналисты и дежурные входных стрелочных постов, услышав сигнал отправления поезда, подают один длинный звуковой сигнал.

6. На станциях и перегонах, расположенных в черте крупных городов и неселенных пунктов, курортных мест, по перечню, установленному начальником железной дороги, подача звуковых сигналов локомотивами (моторвагонными поездами) должна производиться свистком малой громкости, за исключением случаев следования локомотивов в поездах с подталкиванием, возникновения угрозы наезда на людей или препятствия, а также необходимости подачи сигналов бдительности и тревоги.

На этих же станциях сигналы свистком локомотива (моторвагонного поезда) не подаются при отправлении поездов, опробовании автотормозов и при движении по деповским путям. Порядок оповещения пассажиров об отправлении поездов на таких станциях устанавливается начальником железной дороги.

< ПредыдущаяСледующая >
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: