При попадании в экстремальную ситуацию все предписания единогласно гласят о том, что нельзя покидать место, в котором оказался человек, и о необходимости подавать знаки бедствия. Так как бывают различные экстремальные ситуации, то и количество существующих сигналов SOS очень велико.
Следует знать, что при попадании в сложную обстановку, будь то обрушение здания, сход лавины, ураган, оползень и так далее, не рекомендуется самостоятельно покидать место заточения или район нахождения. Если есть шанс получить помощь, сразу после анализа обстановки следует начать подавать знаки бедствия.
Подача сигналов бедствия без спецсредств
В случае отсутствия необходимого снаряжения можно всегда прибегнуть к подручным средствам. Здесь особенно важно нестандартное мышление, однако существует «костяк» определенных рекомендаций, поэтому стоит рассмотреть варианты, проверенные временем.
Огненные сигналы бедствия
Подобные сигналы следует подавать либо вечером при сумерках, либо ночью. Для этого необходимо собрать большой костер из сухих веток или подпалить высокое дерево. Такой сигнал с большого расстояния будет виден достаточно долго, чтобы его обнаружили. Процесс поджога можно облегчить, если подыскать ствол с дуплом. Главное помнить, что следует выбирать одинокое дерево, дабы не устроить пожар.
Дымовые сигналы бедствия
Сигналы с помощью дыма наиболее эффективны с утра и до самого вечера. Смог может подниматься очень высоко, и поэтому заметен с высоты. Стоит помнить, что желаемый цвет дыма должен максимально выделяться из окружающей среды. Например, ясным днем виднее черный дым (шины, резина), вечером – белый (зеленые листья, мох и сырые поленья).
Световые сигналы бедствия
Даже если под рукой нет зеркала, можно воспользоваться любой полированной поверхностью (стекло, металл). Солнечный «зайчик» в ясную погоду можно увидеть за 60 км на обычной местности, а в пустыне – на 160 км. Важно помнить, что свет нельзя направлять в кабину автомобиля или вертолета более чем 2-3 секунды, иначе возникает риск ослепить водителя\пилота.
Теневые сигналы бедствия
При должной сноровке такие знаки могут быть достаточно эффективны – они используются преимущественно в удаленных районах. Плюсом является самодостаточность метода – сооруженная на совесть конструкция больше не будет занимать время создателя. Чем прочнее и заметнее она будет, тем лучше, главное – подобрать наиболее открытое место.
Слово из трех букв: как оно вошло в обиход
До изобретения радио на морских судах уже применялось множество различных сигналов бедствия. Их подавали с помощью семафорных флагов, сигнальных огней и бортового колокола. Когда было изобретено радио и на судах стали появляться первые радиостанции, возникла необходимость в стандартизации передаваемых сигналов. Но договориться не удавалось из-за конкуренции между национальными радиотелеграфными компаниями. В результате сигнал бедствия чуть ли не у каждого пароходства был свой, и путаница шла ужасная.
Потребовалось собрать целых две Международных радиотелеграфных конференции, чтобы положить этому конец. Обе прошли в Берлине в 1903 и в 1906 году. На первой было решено давать приоритет сигналам бедствия в эфире. На второй договорились о едином сигнале бедствия, а все остальные объявили вне закона. Договорились также выделить частоту для передачи этого сигнала и устраивать регулярные минуты эфирной тишины. С тех пор 48 раз в сутки, два раза в час (с 15-й по 18-ю минуту и с 45-й по 48-ю) наступали три минуты тишины в эфире. В это время обрывались на полуслове все сообщения, и радисты всего мира настраивались на частоту 500 Гц в ожидании сигналов бедствия.
Сигналы SOS летательным аппаратам
Подавая знаки бедствия летательным аппаратам, нужно представить, как это будет выглядеть с воздуха. Необходимо учитывать факторы, влияющие на эффективность сигнала:
- объем и размер;
- пропорции (особенно важно при выкладывании букв);
- прямые углы и ломаные линии (в природе встречаются редко);
- контрастность;
- обводка камнями или грунтом (добавит эффект теневого сигнала);
- расположение (максимальная видимость со всех сторон);
- значение (сигнал бедствия должен быть интуитивно понятен).
Внезапно появившемуся вертолету или низколетящему самолету есть смысл подавать сигналы бедствия руками. Если пилот поймет жесты, то качнет крылом, либо включит зеленые огни. Если же летчик не разберет значение знаков, то скорей всего, он зайдет на второй круг.
Явные визуальные сигналы
Стрелки, линии, указатели, направление взгляда человека на картинке четко показывают, куда смотреть. Просто отметьте, на что пользователю обратить внимание в первую очередь.
Outbrain, инструмент для интернет-рекламы, использует стрелки, чтобы сделать акцент на конкретной услуге. Уникальное предложение: «Привлекайте качественный трафик. Получите больше лидов и продаж». Стрелка указывает на раздел с кейсами с фразой «Ваш контент будет здесь»:
Российский стартап «Купи батон» использует цветные стрелки:
Стрелки пригодятся и на интерактивных страницах. Пример – Lumosity, разработчик логических онлайн-тренажеров:
Boardvantage, платформа для корпоративного общения, стрелкой показывает, где кликать. Надпись рядом со стрелкой «Нажмите, чтобы увидеть реальные кейсы»:
Ecwid, конструктор сайтов, использует стрелки, чтобы показать преимущества:
Стрелкой удобно направлять пользователей под линию «сгиба» (то, что ниже, на следующем экране). В примере Instapage она ведет на «30 советов о том, как получить высокий ROI от рекламы в Facebook»:
Скайп стрелкой направляет посетителя далеко под сгиб:
Конструктор сайтов Strikingly использует анимированную стрелку слева от формы, чтобы привлечь к ней внимание:
Люди склонны смотреть в одном направлении с другими. Взгляд человека на изображении не только направляет посетителя, но и добавляет эмоций.
Замечательный пример – лендинг кандидата в президенты США Хиллари Клинтон. Вы только посмотрите на этот взгляд, полный мольбы. Котик из Шрека отдыхает.
Взгляд госпожи Клинтон направлен на форму с пожертвованиями. Надпись к ней: «Если вы с Хиллари готовы к победе, сделайте пожертвование прямо сейчас».
На следующем примере мы следуем за взглядом, который направлен на форму «Присоединиться к официальной кампании»:
HR-платформа iCIMS использует сразу несколько визуальных сигналов:
Заголовок: «Нанимайте только высококвалифицированный персонал». Здесь сочетаются направление взгляда к лид-форме «Посмотреть бесплатное демо» и указывающая картинка.
Ниже – пример от онлайн-сервиса для автоматизации рекрутинга FriendWork Recruiter:
Что работает лучше: стрелка или направление взгляда? Conversion XL провели собственное исследование и пришли к выводу, что стрелка получает больше внимания.
На диаграмме вы видите среднее время, которое пользователи уделили элементу:
Названия элементов по порядку:
- Стрелка
- Контрольный вариант без сигнала
- Направление взгляда. Направление взгляда в противоположную сторону
- Линия
- Выделенная форма
- Треугольник.
Помогали тепловые карты и карты движения глаз (айтрекеры):
Названия элементов по порядку:
- Взгляд на форму
- Взгляд в противоположную сторону
- Стрелка
- Треугольник
- Линия
- Выделенная форма
- Контрольный вариант.
Это не значит, что нужно рисовать стрелку везде. Пробуйте, делайте А/В тесты, ищите вариант, который подойдет конкретно вам.
Международные знаки бедствия на море
Шторм, буря или чрезвычайное происшествие может поставить жизни экипажа судна под угрозу, если им не будет оказана сторонняя поддержка. Для этого жизненно важно передать сигнал о помощи, который может привлечь внимание береговых служб или проходящих кораблей. Таковыми являются:
- оранжевая дымовая шашка;
- открытый источник пламени на корабле;
- поднятие и опускание рук, вытянутых в стороны;
- фальшфейер красного огня;
- флаг свода международных сигналов November Charlie (NC);
- государственный флаг, перевернутый вверх ногами;
- флаг квадратного вида с шаром внизу или вверху;
- непрерывный звук оборудования для подачи туманных сигналов;
- парашютная ракета красного цвета.
Сигналы бедствия и оповещения об опасностях для мореплавания
Сигнал бедствия-означает, что подающее его судно или гидросамолет на воде терпит бедствие и требует помощи от других судов или с берега.
В случае бедствия должны использоваться следующие сигналы, подаваемые одновременно или порознь:
а) пушечные выстрелы или другие, производимые путем взрыва сигналы с промежутками около 1 мин;
б) непрерывный звук любым аппаратом, предназначенным для подачи туманных сигналов;
в) ракеты или гранаты, выбрасывающие красные звезды, выпускаемые поодиночке через короткие промежутки времени;
г) сигнал, переданный по радиотелеграфу или с помощью любой другой сигнальной системы, состоящий из сочетания звуков • • • — — — • • • SOS по азбуке Морзе;
д) сигнал, переданный по радиотелефону словом “Мэдэ”;
е) сигнал бедствия по Международному своду сигналов — NC ;
ж) сигнал, состоящий из квадратного флага с находящимся над ним или под ним шаром или чем-либо похожим на шар;
з) пламя на судне (например, горящей смоляной или мазутной бочки и т. п.);
и) красный цвет ракеты с парашютом или фальшфейер красного цвета;
к) дымовой сигнал — выпуск клубов дыма оранжевого цвета;
л) медленное и повторяемое поднятие и опускание рук, вытянутых в стороны;
м) радиотелеграфный сигнал тревоги;
н) радиотелефонный сигнал тревоги;
о) сигналы, передаваемые аварийными радиобуями, указания места бедствия.
Запрещается применение или выставление любого из вышеуказанных сигналов в иных целях, кроме указания о бедствии и необходимости помощи; не допускается также использование сигналов, которые могут быть спутаны с любым из вышеперечисленных сигналов.
Следует также обращать внимание на соответствующие разделы Международного свода сигналов, Руководства по поиску и спасанию торговых судов, а также на возможность использования следующих сигналов:
а) полотнище оранжевого цвета с черным квадратом либо кругом или другим соответствующим символом — для опознавания с воздуха;
б) цветное пятно на воде.
“Сигнал тревоги”-означает, что подающее его судно будет немедленно вслед за этим подавать сигналы бедствия по радио. Радиотелеграфный сигнал тревоги предназначен для приведения в действие автоаларма на судах. Радиотелеграфный сигнал тревоги состоит из груп пы в 12 тире, переданной в течение 1 мин; продолжи тельность каждого тире 4 с, а продолжительность интервала между двумя последующими тире 1 с. Радиотелефонный сигнал тревоги состоит из двух синусоидальных тонов звуковой частоты, передаваемых поочередно. Один тон имеет частоту 2200, а другой 1300 Гц. Длительность передачи каждого тона 250 мс. При передаче радиотелефонного сигнала тревоги автоматически он должен передаваться непрерывно в течение не менее 30 с, но не более 1 мин, если сигнал передается другим способом, он должен передаваться по возможности непрерывно в течение не менее 1 мин.
“Сигнал срочности”- означает, что вызывающая станция имеет для передачи срочное сообщение, касающееся безопасности морского судна или безопасности какого-либо лица. Сигнал срочности в радиотелеграфии состоит из трехкратного повторения группы XXX, передаваемой с достаточными промежутками между буквами каждой группы и последующими группами. Сигнал срочности в радиотелефонии состоит из трехкратного повторения группы слов PAN PAN PAN.
“Сигнал безопасности”, передаваемый перед сигналом вызова, означает, что станция намерена передать сообщение, содержащее важное навигационное или важное метеорологическое предупреждение. В радиотелеграфии сигнал безопасности состоит из трех повторений группы ТТТ. Отдельные буквы каждой группы и последующей группы четко отделяются одна от другой. В радиотелефонии сигнал безопасности состоит из трехкратного повторения слова “СЕКЮРИТЕ”.
Капитан каждого судна, которое встретило опасные льды, опасные плавающие предметы или любую другую непосредственную опасность для мореплавания, или тропический шторм, или оказалось под воздействием штормового ветра при температуре воздуха ниже О °С, что вызывает сильное обледенение надстроек, или под воздействием ветров со скоростью 27 м/с и более, о которых не было получено штормового предупреждения, обязан всеми имеющимися в его распоряжении средствами передать внеочередное оповещение об опасности для мореплавания находящимся поблизости судам, а также компетентным властям первого берегового пункта, с которым он сможет связаться. Форма, по которой передаются оповещения, является произвольной. Они могут быть переданы либо открытым текстом (предпочтительно на английском языке), либо с помощью Международного свода сигналов.
Международные радиосигналы бедствия
Подача сигнала бедствия посредством радио осуществляется путем троекратного повторения кодового слова:
1) Mayday (Мэйдэй) – сокращенная вариация французской фразы venez m’aider m’aidez (придите мне на помощь, помогите мне), используется при очень серьезной опасности;
2) SOS (СОС) – английская аббревиатура save our souls (спасите наши души);
3) Pan-Pan (Пэн-Пэн) – производная от французского слова panne (поломка), применяется при менее серьезной опасности.
Важно осознавать, что главное спецсредство для подачи сигналов бедствия – острый ум и смекалка. Когда речь заходит о выживании, неординарное мышление и развитая фантазия сослужат неоценимую службу. К примеру, многие люди используют в качестве опознавательного знака воздушного змея, сооруженного в кустарных условиях. Но в любом случае, рецепт достаточно прост – способ подачи сигнала бедствия должен быть минимально затратным и максимально заметным.
Виды сигналов бедствия
В зависимости от способа подачи, используемых средств, направленности на объект, существуют следующие виды сигналов бедствия:
- Световые. К этому виду относятся сигналы бедствия, подающиеся с применением предметов, отражающих свет или освещающих собой местность.
- Дымовые
- Жестовые: применяются для подачи знаков, которые будут замечены пилотами вертолетов при значительном снижении.
- Информационные: применяются тогда, когда нужно указать на необходимость покинуть место бедствия (лагеря) с указанием направления.
- Визуальные на воде: используются красители, окрашивающие воду.
- Звуковые: свисток, крики, выстрелы из оружия, хлопушек.
- Радиосигналы с использованием пеленгаторов, мобильных телефонов, радиостанций.
Подача сигналов бедствия