ПЛАН – КОНСПЕКТ проведения занятия ВОЕННАЯ ТОПОГРАФИЯ


Сущность и порядок движения по азимутам в пешем порядке на открытой местности днем

(Статья: 1. Сущность и порядок движения по азимутам в пешем порядке на открытой местности днем)

Сущность движения по азимутам заключается в нахождении и выдерживании на местности заданных направлений и расстояний, точном выходе в назначенный пункт.

Данные, необходимые для движения по азимутам, подготавливаются по топографическим картам наиболее крупного масштаба.

Подготовка данных для движения по азимутам включает:

  • изучение местности по топографической карте;
  • выбор маршрута движения и промежуточных ориентиров на его участках;
  • определение магнитных азимутов направлений и расстояний между выбранными ориентирами;
  • оформление данных на карте или составление схемы маршрута движения.

На карте намечают маршрут движения с четкими ориентирами на поворотах и измеряют дирекционный угол и длину каждого прямолинейного участка маршрута. Дирекционные углы переводят в магнитные азимуты, а расстояния при движении в пешем порядке — в пары шагов, при совершении марша на машинах — в показаниях спидометра. Данные для движения по азимутам оформляют на карте, а при ее отсутствии составляют схему маршрута с таблицей.

Движение по азимутам пешим порядком по заранее составленной схеме маршрута выполняется в следующей последовательности:

  • У исходного ориентира (№1) (рис. 1) с помощью компаса определяют азимут направления движения к ориентиру №2.В этом направлении выбирают какой-либо удаленный вспомогательный ориентир и начинают движение;
  • Дойдя до ориентира (№2), уточнив свое местоположение, вновь определяют по компасу направление движения до следующего ориентира (№3) и т. д.

Точность выхода к точкам поворота маршрута при движении по азимутам зависит от характера местности, условий видимости, ошибок определения направлении движения и измерения расстояния.

Обычно отклонение от точки поворота, к которой надо выйти, не превышает 1/10 пройденного расстояния, то есть 100 м на каждый километр пройденного пути.

Поэтому, если заданное расстояние пройдено, а намеченного ориентира не видно, его следует искать в пределах окружности, радиус которой равен 1/10 расстояния, пройденного от предыдущей точки поворота.

В некоторых случаях, например, при движении по азимутам зимой на лыжах, расстояния измеряют приближенно по времени и скорости движения. Чтобы избежать потери ориентировки из-за неточности измерения расстояний, на точках поворота надо выбирать хорошо видимые издали вспомогательные ориентиры.

Чтобы легче выдержать направление движения, кроме промежуточных часто используют вспомогательные ориентиры. Такими ориентирами служат обычно небесные светила: Солнце, Луна и яркие звезды. При пользовании ими необходимо примерно через 15 мин проверять азимут направления движения, так как небесные светила (кроме Полярной звезды) перемещаются по небосводу. Если долго двигаться в их направлении без контроля, можно значительно уклониться от маршрута.

ГЛАВА VII ВОЕННАЯ ТОПОГРАФИЯ ЗАНЯТИЕ:2(§2) Движение по азимутам. — презентация

Понятия об азимутах Азимутом называется горизонтальный угол, измеряемый по ходу часовой стрелки от северного направления меридиана, проходящего через данную точку, до направления на предмет. Если измерение ведется относительно истинного меридиана, то получается истинный азимут (А), если относительно магнитного меридиана магнитный азимут (Ам). Наиболее просто на местности определяется магнитный меридиан, который показывается свободно подвешенной магнитной стрелкой. Магнитный и истинный меридианы не совпадают. Угол между северным направлением истинного и магнитного меридианов назьшается магнитным склонением (5).

Магнитные меридианы, вдоль которых устанавливается магнитная стрелка компаса, идут от одного полюса к другому не кратчайшим путем, а образуют сложную систему извилистых линий. В любой точке земной поверхности магнитный меридиан в общем случае составляет с истинным (географическим) меридианом некоторый угол, который называют магнитным склонением. Значения магнитных склонений на земном шаре меняются в широких ; пределах: от — 180° (западное склонение) до +180° (восточное склонение).

Для определения магнитного азимута надо встать лицом к предмету, отпустить тормоз стрелки и ориентировать компас (поворотом компаса совместить северный конец стрелки с нулевым делением лимба). Удерживая компас в ориентированном положении, поворотом крышки направить визирную линию «прорезь мушка» в заданном на­правлении (совмещение визирной линии компаса с на­правлением на предмет достигается многократным переводом взгляда с визирной линии на предмет и обратно). В этом положении отсчет на лимбе против острия указателя у мушки покажет величину магнитного азимута на предмет.

На рис. 137 даны измеренные магнитные азимуты на местные предметы. Так определяется прямой азимут, т. е. на­правление от своей точки стояния на какую-либо другую точку местности. Обратный азимут это направление от местного предмета на точку стояния; от прямого азимута он отличается на величину 180°. Эта величина прибавляется к прямому азимуту, если он меньше 180°, или вычитается, если он больше 180°.

Чтобы найти направление на местности по заданному азимуту, надо установить на лимбе указатель отсчета у мушки на заданный магнитный азимут; отпустить тормоз стрелки, грубо подвести под ее северный конец нуль лимба, определить примерно заданное направление на местности и встать к нему лицом; точно подвести нуль лимба под северный конец стрелки; при этом положении стрелки направление линии «прорезь мушка» и будет искомым.

Движение по азимутам При работе с компасом его держат на 10 см ниже уровня глаз в левой руке, локоть которой для устойчивости плотно прижимается к боку. Сущность движения по азимутам состоит в умении найти с помощью компаса на местности нужное направление по заданному азимуту, выдержать это направление при движении и выйти к намеченному пункту. Умение совершать движение по азимутам имеет большое зна­чение для уверенного передвижения на местности, особенно на незнакомой и бедной ориентирами, а также в условиях ограниченной видимости.

Для движения по азимутам оформляют схему маршрута (рис. 139) в произвольном масштабе на листе бумаги небольшого размера так, чтобы ею удобно было пользоваться в пути. Вместо схемы по тем же данным можно составить таблицу (табл. 2). Расстояние в метрах переводят в пары шагов потому, что ими удобно пользоваться при пере­движении в пешем порядке. Для человека среднего роста каждую пару шагов принимают за 1,5 м.

Более точно длину своего шага по измеренному или известному расстоянию можно определить на местности. При движении по азимутам последовательно переходят от одной точки к другой, выдерживая направление на вспомогательные или промежуточные ориентиры и ведя счет пар шагов. На исходной и всех последующих поворотных точках (у ориентиров) по заданному азимуту с помощью компаса находят направление движения на местности. В этом направлении применительно к конкретным условиям выбирают и запоминают или более удаленный ориентир (вспомогательный), или ориентир, расположенный ближе поворотной точки маршрута движения (промежуточный). Если от промежуточного ориентира поворотная точка не видна, то определяют следующий ориентир.

На открытой местности, бедной ориентирами, направление движения выдерживается по створу. На исходной точке по компасу определяют направление движения на следующую точку. Продвигаясь в этом направлении, остав­ляют на некотором расстоянии друг от друга какие-нибудь знаки. Затем, периодически оглядываясь на них, следят за тем, чтобы направление дальнейшего движения совпадало с прямой линией, мысленно проведенной через оставленные позади знаки. На снежном поле в качестве створа используются собственные следы.

Для контроля периодически проверяют направление движения по обратному азимуту и по небесным светилам, постоянно сравнивают заданные ориентиры с достигнутыми, а при наличии карты (схемы) сличают с ней местность и маршрут движения. В тех случаях, когда необходимо возвратиться по тому же пути, пользуются прежней схемой маршрута, но предварительно переводят прямые азимуты в обратные.

Ночью в качестве промежуточных (вспомогательных) ориентиров используются силуэты местных предметов, светящиеся вдали точки и яркие звезды; если такой возможности нет, то направление выдерживается по компасу, т. е. компас со свободно опущенной стрелкой все время держат перед собой в ориентированном положении, а за направление движения принимают прямую, проходя­щую через прорезь и мушку. В зимних условиях в качестве ориентиров на поворотных точках маршрута выбирают местные предметы, возвышаю­щиеся над снежным покровом и хорошо заметные издали (например, отдельное строение, отдельное дерево).

Точность движения по азимутам составляет примерно 1/10 пройденного пути. Поэтому, если, пройдя положенное расстояние, указанный ориентир не встретится, то в точке выхода оставляют знак, а ориентир разыскивают, обходя вокруг этой точки район радиусом, равным 1/10 длины пути, пройденного от предыдущего ориентира.

Вопросы и задания: 1. Что называется азимутом? 2. В чем состоит отличие магнитного азимута от истинного? 3. Дайте определение прямого и обратного азимутов. 4. Какие нужны данные для движения по азимуту? 5. Как определяется направление на предмет по заданному азимуту? 6. Что вы знаете о движении по азимутам?

Обход препятствий. Нахождение обратного пути

(Статья: 2. Обход препятствий. Нахождение обратного пути)

Порядок обхода зависит от размеров и характера препятствия.

Если противоположная сторона препятствия видна

(рис. 2), то в точке А записывают количество пройденных пар шагов. Затем замечают ориентир (точку Б) на противоположной стороне препятствия по направлению движения.

Одним из методов определяют расстояние до намеченного ориентира, переводят это расстояние в пары шагов и прибавляют к ранее измеренному по маршруту расстоянию до точки А.

После этого обходят препятствие по его границе. В точке Б по заданному азимуту находят нужное направление и продолжают движение к очередной точке поворота маршрута.

Если противоположная сторона препятствия не видна

(рис. 2), то при выходе в точку 1 изучают местность и намечают сторону, по которой легче обойти препятствие. После этого по компасу определяют азимут направления вдоль границы препятствия (145°) и начинают движение, ведя счет парам шагов (180 пш.). При этом необходимо строго выдерживать прямолинейность движения.

На правой границе препятствия в точке 2 (любая точка на местности) делают остановку и определяют направление движения по азимуту, соответствующему направлению основного маршрута (65°). По этому направлению движутся до выхода за препятствие (до точки 3).

В точке 3 определяют направление движения, параллельное линии 1-2, т. е. обратный азимут направления 1-2 (325°).

Двигаясь по направлению линии 3-4, отсчитывают количество пар шагов, равное измеренному по линии 1-2, т. е. 180 пары шагов.

В точке 4 определяют по азимуту направление движения, соответствующее направлению движения до выхода к препятствию (65°).

Затем к количеству пар шагов, измеренному до точки 1, прибавляют расстояние 1-2 (270 пар шагов) и продолжают движение к намеченной ранее точке поворота маршрута.

В некоторых случаях, например для отыскания обратного пути (возвращения в исходную точку), используют обратный магнитный азимут

, который отличается от прямого на 180°.

Чтобы определить обратный азимут, нужно к прямому азимуту прибавить 180°, если он меньше 180°, или вычесть 180°, если он больше 180°.

Для возвращения из пункта № 5 в пункт № 1 (рис. 1) обратные азимуты будут следующие:

№ точкиУчасток путиМагнитный азимут, градусовРасстояние, пары шаговОбратный магнитный азимут
1Перекресток – геодезический пункт83126688+180=268
2Геодезический пункт-брод73136073+180=253
3Брод — сарай1051499105+180=285
4Сарай — камень6798067+180=247

Как двигаются по схеме, составленной заранее

Последовательность действий здесь такова: находясь у исходного ориентира, вычисляют азимут направления, по которому предстоит двигаться к следующему, используя при этом компас. Дойдя до второго из ориентиров и уточнив по координатам местопребывание, снова при помощи того же компаса корректируют направление предстоящего движения к следующему, третьему по счёту ориентиру.

Во всех других пунктах действия повторяются аналогичным образом. Поворотные точки маршрута определяются тем легче, чем лучше условия видимости и проще рельеф. Многое, кроме того, зависит от точности вычислений. В норме отклонение лежит в пределах 1/10 преодоленного пути. Это значит, что оно возможно на 100 метров в пределах каждого пройденного километра. В случае потери намеченного ориентира, таким образом, поиски его следует начинать внутри окружности радиусом в одну десятую последнего пройденного отрезка.

В определённых случаях, например, двигаясь по снегу на лыжах, отрезки пути измеряют приблизительно, ориентируясь на скорость лыжников и затраченное время. Для компенсации неточности следует на поворотах пользоваться ясно различимыми вспомогательными ориентирами. В качестве таковых могут подойти луна или солнце. Азимут должен при этом уточняться приблизительно каждые четверть часа. Если такой контроль проводиться не будет, возможно значительное расхождение с намеченным маршрутом.

Ориентирование ночью

(Статья: Ориентирование ночью)

Ночью ориентироваться на местности сложнее, чем днем. Многие местные предметы становятся трудноразличимыми, расстояния до ориентиров кажутся большими, чем днем. Обзор местности ограничен.

Чтобы уверенно ориентироваться на марше ночью, необходима тщательная предварительная подготовка. Контрольные ориентиры по маршруту намечаются чаще (через 3–6 км). В качестве ориентиров выбирают местные предметы, проектирующиеся на фоне неба (например, постройки башенного типа, трубы заводов и фабрик, церкви, ретрансляторы), а также местные предметы, расположенные непосредственно по маршруту (мосты, путепроводы, перекрестки дорог, железнодорожные переезды и т. п.).

Весь маршрут делят на прямолинейные участки. На каждом таком участке определяют и записывают магнитный азимут его направления. На местности, где много ориентиров, магнитные азимуты определяют для участков, где ориентирование затруднено. Заранее проверяются чувствительность компаса и правильность показаний спидометра, для чего автомобиль проезжает ровный участок длиной 2–3 км. Компас считается годным к работе, если два отсчета, полученные при одном и том же его положении, отличаются друг от друга не более чем на 3°. Намеченный маршрут внимательно изучают и запоминают, для того чтобы по возможности реже обращаться к карте.

Действия в пути при выдерживании маршрута ночью аналогичны действиям в светлое время суток. Водитель заранее предупреждается о находящихся впереди ориентирах, поворотах и расстояниях до них. Карту в пути рекомендуется освещать карманным фонариком с синим светофильтром. Такое освещение не ослепляет, поэтому можно одновременно работать с картой и вести наблюдение за местностью.

Направление движения вне дороги выдерживается по компасу, а пройденное расстояние определяется по спидометру. Однако при этом сильно напрягается зрение, повышается утомляемость, ухудшается опознавание местных предметов по маршруту.

Ночью направление движения можно выдерживать и по небесным светилам. При ориентировании по Луне или созвездию следует помнить, что все они, за исключением Полярной звезды, перемещаются на небосклоне. Например, если положение Луны берется как общее направление марша, то через один час маршрут отклонится от намеченного на 15° вправо, так как Луна за один час смещается на 15° по ходу часовой стрелки.

Как ориентироваться на местности ночью

Эта задача на порядок сложнее, чем ориентация в светлое время суток. Обзор в темноте ограничен, предметы трудноразличимы, все расстояния видятся в искаженном виде. Для уверенной ориентации в ночное время следует тщательно подготовиться. Частота контрольных ориентиров на протяжении маршрута должна быть повышена и составлять отрезки от 3 до 6 км.

Ориентирами ночью должны служить объекты, хорошо различимые на небесном фоне. К ним относятся высокие башни, заводские трубы, церковные купола и т. д., а также лежащие непосредственно на линии маршрута ориентиры — железнодорожные переезды, мосты и т. п. Маршрут точно так же должен быть поделен на участки прямолинейными отрезками. На всех поочередно вычисляется магнитный азимут, предварительно контролируется пригодность компаса к работе и точность данных автомобильного спидометра.

Ориентирование в условиях ограниченной видимости

(Статья: Ориентирование в условиях ограниченной видимости)

Под ограниченной видимостью принято понимать оптическую видимость окружающих объектов местности в тумане, дыму, при дожде, снегопаде, метели и сильной запыленности воздуха. Условия ограниченной видимости часто отождествляют с ночной темнотой, хотя между ними имеются специфические различия.

Ночью для ориентирования применяют приборы подсветки, ночной, видимости и радиосвязь. Однако маскирующие дымы, облака пыли, дождь, снег резко снижают возможности этих приборов. Перемещающиеся с большой скоростью различные частицы (пыль, песок, снег и т. п.) вызывают электризацию антенн, что создает крупные помехи в радиосвязи. В современном бою ограниченная видимость может возникнуть в любое время года и суток, особенно при применении противником ядерного оружия, когда возникают густые и значительные по размерам облака пыли, а при пожарах создаются обширные зоны задымления.

В предвидении возникновения ограниченной видимости маршрут готовится так же, как и для движения ночью, если марш совершается по дорогам с твердым покрытием. Марш вне дорог совершают по азимутам, заранее снятым с карты. Маршрут внимательно изучают и запоминают. В движении карту ориентируют по ходу движения и непрерывно графически (точками или поперечными черточками) фиксируют на маршруте свое местоположение.

Ориентирование в лесу

(Статья: Ориентирование в лесу)

В лесу ориентирование затруднено ограниченностью обзора и малым количеством ориентиров. Маршруты проходят чаще всего по грунтовым дорогам и просекам. Обычно такие дороги мало наезжены, некоторые из них не показаны на карте, так как являются временными.

При подготовке карты целесообразно определить и выписать магнитные азимуты направлений каждого участка маршрута между контрольными ориентирами. При изучении маршрута следует уделять особое внимание рельефу и гидрографии. Движение по маршруту контролируется по пройденному расстоянию, считываемому со шкалы спидометра.

В лесу много местных признаков, по которым можно определить направления на стороны горизонта. Кора большинства деревьев грубее на северной стороне, тоньше, эластичнее (у березы светлее) – на южной. При внимательном наблюдении можно быстро определить направление на север по деревьям, пням, на лесных полянах, перекрестках просек. Вспомогательными ориентирами для выдерживания общего направления в лесу служат днем Солнце, а ночью Луна или какое-нибудь созвездие.

Ориентирование в крупных населенных пунктах

(Статья: Ориентирование в крупных населенных пунктах)

В крупном населенном пункте ориентирование усложняется из-за ограниченности обзора. Маршруты намечают по основным проездам с минимальным числом поворотов, а повороты выбирают в местах, где имеются заметные ориентиры (мосты, путепроводы, промышленные предприятия, парки, высокие здания, церкви и т. п.). Маршрут в городе целесообразно прокладывать вдоль линейного ориентира (канала, по набережной реки). Перед въездом в город нужно точно определить свое местоположение, а при движении по населенному пункту графически фиксировать на карте продвижение по маршруту. При выезде из населенного пункта, если число дорог на местности и карте не совпадает, и возникли затруднения с определением нужной дороги, направление дальнейшего движения устанавливают компасом по магнитному азимуту дороги, определяемому по карте.

Ориентация в городе

Движение по азимуту в условиях крупного населенного пункта осложняется ограниченностью обзора. Маршрут прокладывают по основным проездам, стараясь свести число поворотов к минимуму. Ориентируются на заметные здания, мосты, трубы промышленных предприятий.

Если вы попали в район разрушения, задача ориентирования резко усложняется. Причина — несоответствие местности заранее составленной карте. В этом случае следует опираться на базовые формы рельефа, обозначенные в виде горизонталей. Следует учитывать, что контуры обрывов, выемок и различных промоин после взрыва, скорее всего, будут значительно изменены, и опознать их, сличив с картой, окажется невозможно.

Русла рек практически не подвержены изменениям, но если имело место разрушение крупного гидротехнического сооружения, обширные участки местности могут оказаться временно затопленными. В данных условиях наиболее устойчивыми из ориентиров послужат железные дороги, а также автомобильные, имеющие твердое покрытие — даже в условиях частично разрушенного полотна.

Ориентирование в районах разрушений

(Статья: Ориентирование в районах разрушений)

В районах разрушений ориентирование по карте резко усложняется из-за ее несоответствия местности. При выборе маршрута в предвидении возможных разрушений на местности условия ориентирования прогнозируются. Наиболее устойчивыми ориентирами являются основные формы рельефа, изображаемые на картах горизонталями (вершины, седловины, лощины, хребты). Эрозийные формы рельефа (промоины, обрывы, выемки и т. п.) легко разрушаются при ядерных взрывах и с трудом будут опознаваться при сличении карты с местностью. С рельефом местности связано положение рек, ручьев, озер. Русла рек свои очертания практически не изменяют, однако при разрушении гидротехнических сооружений происходит временное затопление больших участков местности. Устойчивыми ориентирами также являются автомобильные дороги с твердым покрытием и железные дороги, хотя их полотно и может быть разрушено.

Чтобы уверенно выдерживать заданное направление движения в районах массовых разрушений, пожаров, очень важно уметь бегло читать топографическую карту и обладать острой наблюдательностью, опознавая по остаткам разрушенных объектов свое местоположение на карте.

При въезде в зону разрушений следует измерить и записать магнитный азимут направления движения и отсчет по спидометру. На всех основных поворотах при движении в зоне эта операция повторяется. При необходимости по этим данным можно восстановить на карте свое местоположение.

Ориентирование зимой

(Статья: Ориентирование зимой)

Зимой в результате снежных заносов формы рельефа сглаживаются. Такие ориентиры, как овраги, лощины, промоины, балки, канавы, ямы, грунтовые дороги, ручьи, небольшие озера под глубоким снежным покровом, почти не просматриваются. Часто зимой прокладываются новые дороги (зимники), которые проходят по кратчайшим расстояниям и на картах не отображаются. Все это в значительной мере усложняет ориентирование.

Маршруты зимой прокладывают обычно по наезженным дорогам или колонным путям. При движении без дорог на лыжах направление выдерживают по компасу. Днем на открытой местности следы от лыж или машины используют для проверки выдерживания направления движения. Хорошими ориентирами зимой, особенно ночью, служат населенные пункты, железные и автомобильные дороги с твердым покрытием, опушки леса, отдельные рощи, мосты через широкие реки и другие площадные и линейные ориентиры.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]