Как измерить на карте дирекционный угол и перейти от него к магнитному азимуту?


Определение азимутов, дирекционных углов и магнитных склонений

Работа с топографическими картами включает в себя знание вычислений дирекционного угла, определения истинного и магнитного азимутов, сближения меридианов и магнитных склонений.

В топографии различают 3 вида направлений на объекты: это дирекционный угол, истинный и магнитный азимуты

Дирекционный угол — это угол α откладываемый по часовой стрелке от 0° до 360° между северным направлением координатной сетки карты и направлением на объектом. Откладывание дирекционного угла по вертикальной координатной сетки позволяет оперативно вести вычисления при работе с топографической картой.

Истинный азимут, или географический азимут — это угол A, измеряемый по часовой стрелке между географическим меридианом и направлением на объект. Разница между дирекционным углом и истинным азимутом состоит в сближении меридианов.

Сближение меридианов — это угол γ между истиyным меридианом и вертикальной линией картографической сетки.

Магнитный азимут — угол AM, откладываемый по часовой стрелке между магнbтным меридианом (направлением на Север стрелки компаса) и направлением на объект.

Дирекционный угол, истинный азимут и сближение меридианов на карте

Магнитное склонение — угол между истинным меридианом и магнитным. Восточное магнитное склонение считается положительным, западное магнитное склонение отрицательным. Величина магнитного склонения в разных местах разная и не изменяется с течением времени, поэтому на топографических картах указывается не только магнитное склонение на год составления карты, но и его ежегодное изменение. На картах масштаба 1:500 000 и 1:1 000 000 помечают районы магнитных аномалий и величины колебаний магнитного склонения.

Для определения магнитного склонения на момент вычисления необходимо умножить ежегодное изменение магнитного склонения на количество лет, прошедших с момента составления топокарты и прибавить значение, указанное на год составления.

Пример обозначения на карте магнитного склонения и сближения меридианов

Переход от дирекционного угла к магнитному азимуту и обратно. Переходить от дирекционного угла к магнитному азимуту необходимо, например, при построении маршрута движения по азимутам, учитывающего магнитное склонение, поскольку на топокарте все направления строятся по дирекционным углам, позволяющим оперативно работать с картой, ведь дирекционные углы откладываются от вертикальной координатной сетки. Движение же по азимутам на местности подразумевает использование компаса и магнитных азимутов, поэтому и необходим такой переход.

Переход от дирекционного угла к магнитному азимуту проводится по формуле: AM = αδ + γ и наоборот α= AM + δγ где: AM — магнитный азимут α — дирекционный угол δ — магнитное склонение γ — сближение меридианов Пример: магнитное склонение на 1982 год восточное, т.е. положительное 10°15′. Год вычисления 2011. Ежегодное изменение магнитного склонения тоже восточное 0°04′. Сближение меридианов западное, поэтому со знаком минус 2°10′. Необходимо дирекционный угол 95°12′ перевести в магнитный азимут для применения на местности.

Схема перехода от дирекционного угла к магнитному азимуту

Сначала вычислим магнитное склонения на 2011 год:

δ = 10°15′ + (0°04′ x 29) = 12°11′ Вычисление магнитное азимута: AM = 95°12′ — 12°11′ + (-2°10′) = 80°51′ Подготовка на топокарте маршрута для движения по магнитным азимутам 1) На топокарте необходимо наметить ориентиры на поворотных пунктах 2) Измерить дирекционные углы и длину каждого прямолинейного участка движения 3) Дирекционные углы перевести в магнитные азимуты, а расстояния в пары шагов, если движение по азимутам будет осуществляться пешком. Данные наносятся на карту, или составляется схема маршрута.

Схема маршрута движения по азимутам Как двигаться по азимутам?

В отправной точке при помощи компаса измеряют, указанный на карте магнитный азимут, по направлению которого замечают удаленный ориентир и выдвигаются в этом направлении. Дойдя до намеченного ориентира, сверяют по компасу магнитный азимут, намечают следующий ориентир и таким образом двигаются до следующего поворотного пункта, дойдя до которого весь процесс повторяется, но с другим магнитным азимутом. Ориентация на промежуточные ориентиры между поворотными пунктами позволяет выдерживать направление по заданным магнитным азимутам. Если при составлении маршрута движения по азимутам по топокарте встречается препятствие, то в схему закладываются обходные азимуты поворотных пунктов и расстояния между ними. Если по ходу движения по азимутам на местности встречается незапланированное препятствие, и оно просматривается до конца, то на противоположной стороне намечают ориентир, дойдя до которого после обхода, сверяют магнитный азимут и продолжают движение. Если препятствие не просматривается до конца, то обход делают по приведенной ниже схеме, причем расстояние отрезка ВС прибавляют к общему расстоянию до следующего поворотного пункта

.

Обход препятствий при движении по азимутам

Комментарии

+1 Катя 04.10.2016 10:32 Спасиибо!! Офигенный сайт)) выручили!!

Цитировать

+10 Егор 02.02.2015 13:42 ничего не понял, но монитор прихерачить надо

Цитировать

-2 crm 11.09.2014 12:08 Ага, я разобрался, просто у нас очень маленькие склонения, поэтому нет видимой погрешности. Сайт супер, спасибо!!!!

Цитировать

+1 Вениамин 10.09.2014 13:43 ЗачОООтный сайт! Спасибо!

Цитировать

-1 crm 14.03.2014 08:09 Подскажите, а не проще не использовать дирекционные углы, например у нас между магнитным азимутом и линией сетки склонение 3 градуса западнее. Зачем делать такие сложные вычисления? т.е. я на карте ссылаясь на сетку беру азимут и делаю поправку -3 градуса и таким образом иду на цель. Вроде не ошибался…

Цитировать

+2 миша 13.12.2013 12:48 Отличый сайт спасибо

Цитировать

-1 off 13.07.2013 12:44 Величина магнитного склонения в разных местах разная и не изменяется с течением времени, поэтому на топографических картах указывается не только магнитное склонение на год составления карты, но и его ежегодное изменение. Тут видимо «не» лишнее.

Цитировать

+3 денис123132131 28.05.2013 18:13 Офигенный сайт

Цитировать

Обновить список комментариев RSS лента комментариев этой записи

Добавить комментарий

Выбор ориентиров и уточнение маршрутов для движения по азимутам.

Выбор ориентиров и уточнение маршрутов производится по карте. Количество ориентиров и выбор маршрута движения определяются в зависимости от характера местности, задач и условий предстоящего движения.

Главное — выбрать маршрут, который бы обеспечивал быстрый выход к назначенному пункту (объекту). Поэтому желательно, чтобы он не имел излишних поворотов, проходил по участкам, наиболее удобным длядвижения, и по возможности обходил имеющиеся на местности препятствия.

Выбранные ориентиры соединяют прямыми линиями. Если они не пересекают линий координатной сетки накарте, необходимо их продолжить до пересечения, с тем, чтобы легче можно было определить дирекционные углы. После этого на карте для каждого участка маршрута определяют дирекционный угол. Затем вводя поправку направления, переводят его в магнитный азимут, который и записывается на карте против соответствующего участка маршрута.

Меридианы

Меридианы – это вертикальные линии, представляющие собой дуги одинаковой длинны, соединяющие Северный полюс с Южным. Длина каждого меридиана составляет примерно 20 000 км. И все меридианы пересекаются друг с другом в двух точках: на Северном и Южном полюсе.

Так как на Земле не существует Западных и Восточных полюсов, было принято, что линия нулевого меридиана будет проходить через знаменитую Гринвичскую Королевскую обсерваторию, находящуюся в Англии, на восточной окраине Лондона.

Та самая Гринвичская обсерватория, через которую проходит нулевой меридиан.

Справа от нулевого меридиана (или гринвичского меридиана) располагаются восточные меридианы, доходящие до +180°. Слева же простираются западные меридианы, также доходя до -180°

Западные и восточные долготы меридианов обозначаются как «з.д.» и «в.д.».

Что называется азимутом: виды угла и зачем он нужен

При знакомстве с основами ориентирования и выживания в условиях незнакомой местности человек неизбежно сталкивается с понятием «азимут». Подобный термин часто встречается в научных статьях и художественной литературе про путешественников. Что называется азимутом и для чего он применяется — первое, что стоит узнать, так как эта информация может помочь выжить в сложной ситуации.

Определение и сферы применения

Большинству людей о существовании термина известно из учебников по географии. Азимут — это угол между направлением на север и линией к конкретному предмету. Он всегда вычисляется по часовой стрелке и применяется:

  • для выбора правильного ориентира при передвижениях в условиях леса, гор, песчаных пустынь или при плохой видимости;
  • при сверке карты с конкретной местностью либо когда ориентирование по бумажному носителю затруднено;
  • при проведении исследований и работ, связанных с геодезией;
  • в сфере авиации, морских, речных и воздушных перевозок — для построения маршрута судов, самолетов и прочих летательных аппаратов.

Умение определить направление азимута позволяет легко ориентироваться по картам даже в незнакомой местности. Человек может свободно перемещаться и выходить в нужную точку при движении по сложным территориям. Он может самостоятельно составлять карты и определять собственное местонахождение.

Основные виды азимутов

Азимут измеряется в таких единицах, как градусы, и может составлять от 0 до 360°. Вот какие бывают азимуты:

  • магнитный;
  • истинный;
  • обратный.

Путешественники часто используют для ориентирования магнитный азимут, применяя для его определения компас. Он позволяет при помощи конца стрелки точно найти не только северное направление, но также восток и запад. Истинный азимут вычисляется при помощи классического транспортира, а ориентиром выступает географический полюс.

Значения магнитного и истинного азимута в большинстве случае не совпадают, но имея компас на руках, всегда можно получить необходимую цифру. Для этого достаточно знать величину магнитного склонения, которое может быть западным и восточным.

В первом случае стрелка компаса будет двигаться к северу влево, и для вычисления магнитного азимута к истинному прибавляют значение магнитного склонения. При втором варианте движение наблюдается вправо — производят вычитание.

Обратный азимут используется для возвращения в исходную точку, и, для построения пути, к значению имеющегося угла прибавляют 180°.

Вычисление по компасу

Вычисления проводятся при помощи специального прибора и основаны на особенностях движения магнитной стрелки. Полученное значение позволяет определить, в какой из сторон света находится нужный объект:

  • 0° — север;
  • 90° — юг;
  • 180°— восток;
  • 270° — запад.

Определение азимута начинают с правильного расположения компаса. Значение ноля на циферблате устройства должно совпадать с буквой «С». После этого необходимо повернуть визирное приспособление и навести мушку точно на объект, контролируя при этом неподвижность коробки измерительного устройства.

Зафиксированное значение на циферблате будет являться азимутом конкретного предмета. Некоторые модели компасов не имеют визирного приспособления — в этом случае используют прямую тонкую палочку или спичку. Середина своеобразного инструмента должна пройти через центр прибора: один из концов направляют на предмет, для которого проводятся вычисления.

Определение по карте

Подготовка к движению по территории зачастую ведется по топографическим картам. Она заключается в предварительном определении магнитных азимутов, расстояний между ключевыми ориентирами и приблизительном расчете временных характеристик пути.

Последовательность действий для вычисления азимута:

  • выбрать ровную поверхность и разложить карту;
  • от исходной точки провести карандашом тонкую вертикальную линию;
  • начертить прямую от начала и через пункт назначения;
  • при помощи транспортира измерить полученный угол;
  • при необходимости скорректировать значение и преобразовать его в величину магнитного азимута.

При отсутствии транспортира используется компас, а вычисления проводятся на основании градуированной картушки.

При прокладывании маршрута важно учитывать встречающиеся препятствия, которые делают невозможным движение по прямой — непреодолимые овраги, болотистые места, озера и большие строения.

В таких ситуациях проставляются так называемые поворотные точки, располагающиеся по всему маршруту, затем они соединяются. Для каждого полученного отрезка вычисляется азимут, и при движении выдерживается определенное направление.

Особенности планшетного компаса

Планшетный компас — это коробочка, внутрь которой помещена магнитная деталь стрелки, имеющая градуированную шкалу. Колба расположена на площадке из прозрачного материала с нанесенной на нее разметкой. Для удобства чтения карт некоторые модели имеют встроенную лупу. Процесс определения азимута:

  • наложение компаса на поверхность карты;
  • совмещение края измерительного прибора с линией маршрута;
  • прокручивание колбы для обеспечения параллельности черточек на дне, стрелки компаса и отмеченных на карте линий долготы;
  • определение дирекционного угла и перевод его в азимут.

Планшетный компас может быть обычным и жидкостным. Во втором случае в колбе находится незамерзающее вещество, а вязкая консистенция способствует более быстрой стабилизации стрелки после начала измерения или при осуществлении резкого движения.

Правила ориентирования

При прокладывании маршрута по местности неизбежно возникают погрешности, наличие которых приводит к ошибкам в намеченном пути. Неточность всего лишь в 5 градусов приведет к отклонению в 100 метров на каждый километр. Однако можно снизить риск появления погрешностей:

  • разбивать маршрут на небольшие отрезки, для каждого определяя ориентиры;
  • держать под контролем пройденное расстояние и всегда иметь информацию, позволяющую вернуться в исходную точку, что актуально при встрече преград;
  • небольшие препятствия необходимо поочередно преодолевать с правой и левой стороны;
  • оглядываться назад для контроля прямолинейности пути движения, использовать для ориентира природные и искусственные объекты в виде реки, дорог, линий электропередач.

Перед началом движения рекомендуется сделать вычисления так называемого аварийного азимута. Ориентиром может выступать трасса, населенный пункт или иной объект, к которому можно выйти в случае потери основного направления, то есть когда человек заблудится. Азимут вычисляется перед отправкой в путь, а полученное значение записывается. Ошибки могут быть связаны с:

  • неисправностью компаса;
  • ошибкой в определении магнитного склонения;
  • магнитными девиациями.

Риск погрешности из-за девиаций возрастает при движении вблизи объектов, обладающих магнитными свойствами — линий электропередач, железнодорожных путей, в зоне действия другого компаса и мобильного телефона.

Сегодня многие гаджеты оснащены специальными программами для определения ориентиров, но специалисты не относят их к категории надежных. Они способны в любой момент «заглючить» в случае падения или непредвиденной ситуации, у них может сесть зарядка. Использование таких приборов часто затруднено при погружении под землю, движении по туннелям или пещерам.

На рынке спортивных товаров сегодня представлено большое разнообразие моделей компасов, отличающихся ценой, функциональность и внешним исполнением. Специалисты рекомендуют отдавать предпочтение планшетным вариантам, так как они обеспечивают легкость работы с картой.

Оптимальными считаются жидкостный принцип функционирования — такие устройства обеспечивают более быструю стабилизацию стрелки.

Дополнительным преимуществом является наличие подсветки, что поможет ориентированию в темноте, когда использование фонарика невозможно или затруднено.

Умение правильно определять азимут и двигаться по нему входит в основы ориентирования. Для вычисления значения и прокладывания маршрута могут использоваться компас, транспортир и карта. Опыт и практика применения таких инструментов сведут к минимуму риск потеряться даже в незнакомой местности.

Источник: https://hendmeid24.ru/interesnoe/chto-nazyvaetsya-azimutom

Параллели

Параллели проходят по горизонтали нашего земного шара (точнее не совсем шара), все они имеют разные диаметры и ни одной общей точки, отсюда и их название – параллели, ведь как мы знаем из геометрии, параллельные прямые никогда не пересекаются (но это тоже не точно). Самый короткий диаметр у параллелей расположенных на Северном и Южном полюсе, а самый длинный имеет параллель, проходящая по центру Земли, ее мы знаем под названием экватор.

Экватор, самая длинная параллель имеет диаметр около 40 000 км. Своим географическим положением он равноудалены как от северного, так и от южного полюса, именно он разделает Землю на условные две части: Северное и Южное полушарие.

Церемония пересечения экватора на трансатлантическом корабле.

Пересекая Африку и Южную Америку, экватор имеет 0°. Далее от него в обе стороны находятся другие параллели с периодичностью в 10°. Параллели на полюсах имеют значение 90°. Только в Северном полушарии они идут со знаком «+», а в Южном со знаком «-».

Параллели определяют географическое положение по широте, и на картах они подписываются как параллели северной широты (с.ш.) или же южной широты (ю.ш.).

Измерение дирекционного угла на карте и перевод его в магнитный азимут.

Дирекционный угол замеряют по часовой стрелке с помощью транспортира или с помощьюкомпаса. Делается это так. Положив карту с прочерченным маршрутом на стол, ориентируют ее как можно точнее по компасу с учетом поправки направления. Затем, не меняя ориентировки карты, прикладывают компас на первую линию маршрута так, чтобы направление Север — Юг совпало с прочерченным направлением маршрута. При этом Север должен быть направлен в сторону движения.

После того как стрелка успокоится, берут отсчет по лимбу компаса под ее северным концом. Вычтя полученное число из 360 градусов, получим магнитный азимут искомого направления. Таким же образом определяют последовательно магнитные азимуты всех остальных участков маршрута. Для нашего примера на первом участке магнитный азимут равен 360 340 = 20 градусов, а азимут второго участка будет 360 30 = 330 градусов.

Определив и записав магнитныеазимуты, измеряют по карте длину каждого участка маршрута. При этом, если движение будет совершаться пешим порядком, метры переводят в пары шагов или подсчитывается время, необходимое для прохождения каждого участка, например, при движении на лыжах.

Все эти данные оформляют на обрезе топографической карте. Если карты с собой в пути не будет, то обязательно составляют как можно более подробную схему маршрута или текстовую таблицу.

По материалам книги «Карта и компас мои друзья». Клименко А.И.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]