Отдых на природе — это всегда незабываемые ощущения, запах хвои или терпкий аромат валежника и полусгнивших деревьев с армадами вездесущих муравьев и прочих насекомых. Костерок, разведенный на девственной полянке и каша, сваренная в котелке, заправленная тушенкой и припасенными пряностями — мечта любого туриста, выбравшегося из городской суеты в лес или в горы, дающие возможность забыть о конторской обыденности и надоевших, иногда бессмысленных рутинных обязанностях.
Для подготовленного путешественника нет проблем обеспечить уют и безопасность в условиях, далеких от городского благополучия и сытой уверенности в ближайшем будущем. Но здесь будут даны советы людям, не имеющим элементарного опыта по созданию минимальных гарантий безопасности и выживанию при возникновении непредвиденных ситуаций.
Григорий Соколов: записки туриста
Григорий Соколов сразу предупреждает, что хорошо экипированный турист, обеспеченный всем необходимым в длительном походе (спальный мешок, газовая плита, непромокаемая обувь и сотня других мелочей) — это просто. Но при возникновении непредвиденных обстоятельств во время обычной прогулки по неизведанным местам нужно проявить, по выражению Соколова, «вариативность» мышления, способность определить степень опасности возникшей ситуации и найти способы решения проблемы. И это уже совсем другое дело.
Люди, умеющие найти нестандартный и неожиданный метод выхода из неприятного или опасного положения, не называют себя «выживальщиками». Умение хладнокровно и трезво оценить случившееся и быстро и компетентно найти единственно возможное действие — это результат непрерывных размышлений, анализа возможных причин и необходимых процедур при неожиданных травмах или контузиях. Можно найти выход из почти любого, казалось бы, безвыходного положения, если собрать волю в кулак и без эмоций проанализировать произошедшее.
Рекомендуем:
1. Григорий — канал который называется очень просто, на самом деле вмещает в себя уйму уникального, а главное полезного контента, пригодного не только для выживальщика, но и в целом для любого человека. Здесь вы можете узнать уйму походных тонкостей и толковых выживальческих фишек (например, как открыть любую консервную банку голыми руками, разжечь костер с помощью ложки даже зимой, развести огонь катая вату и т.д.) И все это благодаря замечательному человеку Соколову Григорию не по наслышке знающему о походах, но и реальных экстремальных ситуациях.
2. Адвокат Егоров — еще один самородок русского YouTube, чьи изобретательские труды могут быть полезны в самых разных походах, в том числе выживальчсеских.
3. Лесные — качественный атмосферный канал о походах и жизни в лесу.
Уроки выживания в диких условиях
Если вы неожиданно оказались в обстоятельствах, не предусмотренных вашими первоначальными и беспроблемными планами, вам как нельзя кстати окажутся рекомендации и советы от опытного туриста и путешественника Григория Соколова. Его полезные и неожиданные примеры выживания дадут вам возможность выйти из непредвиденной ситуации.
Костер после дождя
Разведение костра в сыром лесу после дождя — одна из главных проблем при обеспечении комфортного отдыха и сытного обеда после изнурительных переходов. Для розжига огня используется береста, мелкие еловые сучья и более крупные ветки. Все это, естественно, мокрое. Но береста обладает удивительным свойством: даже после проливного дождя ее внутренняя сторона остается сухой. Таким образом, если очистить бересту от внешнего сырого слоя, можно получить прекрасный материал для растопки.
Для разведения костра нужно:
- Сначала забивают в землю 4−5 колышков диаметром около пяти сантиметров, расположив их по кругу, соответствующему размеру котелка,
- Внутрь этого круга закладывается достаточное количество сухой бересты, а сверху располагаются сучья ели или березы,
- Береста загорается от одной спички, дальше занимаются веточки, расположенные над берестой, а следом разгорается более крупный и сырой хворост,
- Не забывать подкладывать дрова (костер не погаснет, пока есть угли и постепенно подсыхающие ветки и сучки),
- На расположенные кругом колышки поставить таган с водой, которая вскипит минут через пятнадцать.
Шалаш из подручных материалов
Иногда в условиях непогоды и надвигающихся сумерек возникает необходимость обустроить место для ночлега и укрытие от дождя и ветра. Шалаш, построенный из подручных материалов, веток и еловых лап, позволит вам достаточно комфортно пережить ненастье и вспоминать о приключении с удовольствием и улыбкой. Строительным материалом для постройки временного убежища может послужить даже бытовой мусор, оставленный предыдущими «туристами». Даже пластиковые бутылки и использованные полиэтиленовые пакеты могут оказаться полезным подспорьем.
Необходимо соорудить каркас:
- Подобрать толстые жерди, вырубленные из деревьев небольшого диаметра,
- Жерди вбить нижними концами в землю, а верхние концы связать между собой,
- Полученный конус покрыть лапником, дерном или мхом (конус лучше сделать наклонным),
- Вход организовать с той стороны, куда конус наклонен,
- Для поддержки кровли надо к наклоненным жердям прикрепить горизонтальные толстые ветви,
- Дерн или мох нарезать крупными пластами вместе с почвой.
Такое покрытие обеспечит стекание воды без промокания крыши.
Импровизированные рыболовные снасти
Из корней ивы, растущей на берегу водоема, можно соорудить силок для ловли небольших щук или другой некрупной рыбы. У ивы очень длинные гибкие корни. Если аккуратно выдернуть корень подходящей толщины и очистить его от коры, получится подобие лески. На конце такой «веревки» надо завязать узел, через который пропустить весь стебель. Получится скользящая петля-удавка.
При ловле обязательно надо проследить за тем, чтобы тень от охотника не падала на будущую добычу. Готовую снасть надо осторожно и медленно подвести к рыбе, плавающей на мелководье. Если нет стремительных движений, рыба принимает петлю за случайную ветку. Стараясь не касаться ее тела, проводим силок к середине туловища и резким рывком затягиваем петлю, выбрасывая улов на берег. После нескольких неудачных попыток при достаточном терпении уха будет обеспечена.
Строительство иглу на севере
Если планируется многодневное пребывание в заснеженной тайге, имеет смысл построить жилище из снега. Оно позволит выжить в суровые морозы и непогоду. Из снежных блоков, вырезанных лопатой или пилой, можно соорудить комфортное и долговременное убежище.
Блоки должны быть максимально крупными, но и удобными для переноски. Количество должно быть достаточным для того, чтобы обеспечить приемлемую жилплощадь:
- На вытоптанной площадке очерчивается круг, по которому будет устанавливаться стройматериал,
- По периметру укладываются снежные кирпичи впритык друг к другу,
- С помощью пилы обеспечиваем углы стыка блоков для обеспечения плотного прилегания и отсутствия щелей,
- Каждый следующий ряд должен укладываться с небольшим уклоном в сторону центра круга, что позволит постепенно сформировать свод снежной хижины,
- В потолке можно оставить небольшое отверстие для циркуляции воздуха,
- Вход вырезается в самом низу с таким расчетом, чтобы можно было ползком проникнуть внутрь.
В иглу можно развести небольшой костер, не боясь оплавления или таяния жилища. Учитывая высокие теплоизоляционные качества снега, толстые ледяные стены сохранят положительную температуру внутри даже при крепком морозе снаружи.
Разведение огня без спичек
Для разведения огня без спичек можно использовать батарейку от карманного фонаря или аккумулятор сотового телефона. Всегда под рукой найдется кусок фольги от сигарет, жвачки или чего-то другого, где фольга с обратной стороны оклеена бумагой. Необходимо вырезать полоску длиной сантиметров в пять. Согнуть ее пополам и к месту сгиба вырезать сбоку лишнюю часть, чтобы на самом сгибе ширина была около 1 миллиметра. Все зависит от мощности элемента.
При подаче напряжения от батарейки в узкой части разовьется высокая температура. Заранее подготовить трут. Это может быть кусок ваты, комок сухого мха или травы. Если накрыть место сгиба фольги легковоспламеняющимся материалом и замкнуть концы фольги на контакты батареи, фитиль задымится и можно раздуть пламя, подкладывая сухие веточки. По мере разгорания огня нужно подкладывать более толстые ветви.
Новости
18 апреля исполняется 66 лет всемирно известному пианисту, народному артисту России Григорию Соколову. К этой дате в эфире телеканала «Россия К» – премьера документального фильма «Григорий Соколов. Разговор, которого не было» (11 апреля, в 23:50).
Григорий Соколов – выдающийся пианист современности, народный артист России, победитель III Международного конкурса имени П.И. Чайковского, лауреат международных премий. Его сравнивают с великими пианистами, его имя – на лучших афишах мира, билеты на его концерты раскупаются за считанные часы, ему аплодируют стоя в лучших концертных залах мира. Но вместе с тем Григорий Соколов – один из самых загадочных музыкантов. Он редко делает записи, не выступает в Москве, не общается с журналистами, с осторожностью относится к чужим высказываниям и воспоминаниям о себе, которые, как он считает, все больше о тех, кто вспоминает, а не о том, кому они посвящены. Зато он скромно и справедливо замечает, что все необходимое он говорит на сцене, в музыке.
«Григорий Соколов. Разговор, которого не было» (11 апреля, 23:50) – первый телевизионный документальный фильм о жизни Григория Соколова на сцене и вне ее, где о карьере пианиста рассказывают его коллеги, ученики, а также ведущие европейские музыкальные менеджеры. В фильме использована редкая кинохроника, архивные записи и фотографии, а также звучат стихи его жены Инны Соколовой, которые она писала по разным жизненным поводам. Этот своего рода «дневник в стихах» тоже будет обнародован впервые.
Григорий Липманович Соколов родился в Ленинграде. Уже в три года он, заслышав музыку, брал в руки палочку и дирижировал. Едва начав заниматься на фортепиано, он сразу понял, что это – на всю жизнь. К своим занятиям он всегда относился очень серьезно: на «отлично» учился в средней специальной музыкальной школе при Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, затем поступил и блестяще окончил саму консерваторию и аспирантуру.
Но еще до поступления в консерваторию о нем заговорил весь музыкальный мир – 16-летний Григорий Соколов, будучи самым юным участником, победил на III Международном конкурсе имени П.И. Чайковского, что стало настоящей сенсацией. Главная интрига конкурса назревала именно у пианистов: их было более 70, во второй тур прошло 28, трое – из СССР. Поэтому от самого юного участника многого не ожидали. Но Соколов очень грамотно выстроил свою программу, и строгое жюри во главе с Эмилем Гилельсом подавляющим большинством голосов отдало ему первую премию, чем вызвало негодование у московской публики, для которой в фаворитах числился другой пианист. Каково же было 16-летнему юноше пройти все конкурсные круги «ада» и увидеть такую реакцию на свой успех! Тем не менее, появилось множество восторженных отзывов на его выступление: «В этот день произошло что-то вроде чуда… Никто не думал, что самый юный претендент подарит слушателям лучший на конкурсе Концерт Чайковского…» (из пресс-бюллетеня конкурса). Своей победой Григорий Соколов достиг главной цели, к которой стремятся все музыканты: победителю была открыта дорога на концертную эстраду. По-другому пианисту из Ленинграда, не обладающему нужными связями и влиятельной поддержкой, получить доступ на большую сцену в Москве, в стране и тем более в мире было невозможно. По окончании консерватории он стал широко концертирующим пианистом. По подсчетам самого Соколова только с июля 1966 по июль 1981 года им было сыграно 854 концерта в 104 городах СССР и 22 зарубежных странах! Он и по сей день дает около 80 концертов в год, но никогда не забывает берега Невы и хотя бы раз в году играет в своем родном городе.
Несмотря на очень серьезную конкуренцию в музыкальной среде, к Григорию Соколову относятся с особым уважением. Все приведенные в фильме высказывания о нем его одноклассников, коллег и знакомых – только в превосходной степени. «Соколов – редчайший случай подлинности в исполнительском искусстве», – говорит музыковед Леонид Гаккель. «К нему нужно относиться не как к пианисту, а как к явлению в истории исполнительского искусства», – заявляет дирижер Юрий Темирканов. «Вы общаетесь с Раду Лупу, Даниэлем Баренбоймом, и все они в один голос говорят: «Соколов! Какой пианист! Маэстро! Большой музыкант!» Все пианисты его очень уважают», – рассказывает генеральный менеджер Riaskoff Concert Management Марко Рясков (Нидерланды). «По долгу службы я привык работать с серьезными музыкантами и слышать пианистов высокого уровня. Но мне кажется, что Соколов – особенный. Он – нечто большее, чем все остальные, и если вы ни разу не слышали Соколова живьем, то непременно должны его услышать», – делится впечатлениями директор Международного фестиваля и Академии музыки в Вербье Мартин Энгстрём (Швеция). «Он настолько совершенен, что каждый из публики слышит в его игре свой, личный идеал, – говорит пианист Сергей Мальцев. – И не всем он становится понятен с первого раза, не всем открывается полностью». Поэтому тайна Григория Соколова так и остается тайной.
Пресс-служба телеканала «Россия К»
музыка, премьера, релиз, Юрий Темирканов, пианист, о телеканале, Международный конкурс имени Чайковского, Григорий Соколов