Отображение рельефа играет важную роль, так как он в значительной мере определяет характер всех остальных элементов содержания карт и планов. Кроме того, рельеф влияет на водный режим, на распределение растительности и на пространственное размещение большинства объектов местности. Без достаточно точного отображения рельефа и его детального изучения на карте или плане невозможно установить взаимосвязи между отдельными элементами ландшафта и, следовательно, рационально использовать природные ресурсы.
Традиционным представлением о рельефе местности на топографических картах и планах является его изображение горизонталями. Этот способ нагляден и дает однозначное представление о рельефе местности, позволяет быстро получать количественные характеристики рельефа и решать различные прикладные задачи.
Типы и формы рельефа местности
Рельеф — совокупность неровностей суши, дна океанов и морей, разнообразных по очертаниям, размерам, происхождению, возрасту и истории развития. Слагается из положительных (выпуклых) и отрицательных (вогнутых) форм. Основными формамирельефа являются: гора, котловина, хребет, лощина и седловина.
Кроме перечисленных форм рельеф имеет детали. К деталям рельефа относятся: овраги, промоины, курганы, насыпи, выемки, уступы, каменоломни и т. д. Все разновидности форм и деталей рельефа состоят из элементов. Основными элементами рельефа являются: основание (подошва), склон (скат), вершина (дно), высота (глубина), крутизна и направление ската, линии водораздела и водосбора (тальвег).
В военном деле под местностью понимают участок земной поверхности, на котором предстоит вести боевые действия. Неровности земной поверхности называются рельефом местности, а все расположенные на ней объекты, созданные природой или трудом человека (реки, населенные пункты, дороги и т. п.) — местными предметами.
Рельеф и местные предметы являются основными топографическими элементами местности, влияющими на организацию и ведение боя, применение боевой техники в бою, условия наблюдения, ведения огня, ориентирования, маскировки и проходимость, т. е. определяющими ее тактические свойства.
Топографическая карта является точным отображением всех наиболее важных в тактическом отношении элементов местности, нанесенных во взаимно точном расположении относительно друг друга. Она дает возможность изучить любую территорию в относительно короткий срок. Предварительное изучение местности и принятие решения для выполнения подразделением (частью, соединением) той или иной боевой задачи обычно производят по карте, а затем уже уточняют на местности.
Местность, оказывая влияние на боевые действия, в одном случае может способствовать успеху войск, а в другом оказывать отрицательное воздействие. Боевая практика убедительно показывает, что одна и та же местность может больше преимуществ дать тому, кто лучше ее изучит и более умело использует.
По характеру рельефа местность делится на равнинную, холмистую и горную.
Равнинная местность характеризуется небольшими (до 25 м) относительными превышениями и сравнительно малой (до 2°) крутизной скатов. Абсолютные высоты обычно небольшие (до 300 м).
Тактические свойства равнинной местности зависят главным образом от почвенно-растительного покрова и от степени пересеченности. Глинистые, суглинистые, супесчаные, торфяные грунты ее допускают беспрепятственное движение боевой техники в сухую погоду и значительно затрудняют движение в период дождей, весенней и осенней распутицы. Она может быть изрезана руслами рек, оврагами и балками, иметь много озер и болот, значительно ограничивающих возможности маневра войск и снижающих темпы наступления.
Холмистая местность характеризуется волнистым характером земной поверхности, образующей неровности (холмы) с абсолютными высотами до 500 м, относительными превышениями 25 — 200 м и преобладающей крутизной 2-3° (рис. 3, 4). Холмы обычно сложены твердыми породами, вершины и склоны их покрыты толстым слоем рыхлых пород. Понижения между холмами представляют собой широкие, ровные или замкнутые котловины.
Холмистая местность обеспечивает скрытое от наземного наблюдения противника передвижение и развертывание войск, облегчает выбор мест для огневых позиций ракетных войск и артиллерии, обеспечивает хорошие условия для сосредоточения войск и боевой техники. В целом она благоприятна как для наступления, так и для обороны.
Горная местность представляет собой участки земной поверхности, значительно приподнятые над окружающей местностью (имеющей абсолютные высоты 500 м и более). Она отличатся сложным и разнообразным рельефом, специфическими природными условиями. Основные формы рельефа — горы и горные хребты с крутыми скатами, часто переходящими в скалы и скалистые обрывы, а также лощины и ущелья, расположенные между горными хребтами. Горная местность характеризуется резкой пересеченностью рельефа, наличием труднодоступных участков, редкой сетью дорог, ограниченным количеством населенных пунктов, бурным течением рек с резкими колебаниями уровня воды, разнообразием климатических условий, преобладанием каменистых грунтов.
Боевые действия в горной местности рассматриваются, как действия в особых условиях. Войскам часто приходится использовать горные проходы, затрудняется наблюдение и ведение огня, ориентирование и целеуказание, в то же время она способствует скрытности расположения и передвижения войск, облегчает устройство засад и инженерных заграждений, организацию маскировки.
ВЛИЯНИЕ КРУТИЗНЫ СКАТОВ НА ПРОХОДИМОСТЬ
Только глубокие долины рек, балки и овраги могут служить укрытиями от светового излучения, проникающей радиации и частично ослаблять силу ударной волны ядерного взрыва. Наилучшими защитными свойствами обладают узкие глубокие овраги. Принято считать, что овраг может значительно ослабить поражающее действие ударной волны, если его глубина больше ширины поверху и если глубина оврага в десять раз больше высоты укрываемого в нем объекта.
Тактические свойства скатов — доступность для движения машин,
Доступность скатов для движения машин и пешеходов и
защитные свойства
Защитные свойства скатов от ОМП зависят не только от их
крутизны,
Определение крутизны скатов но и от характера грунта, увлажненности и растительности на скатах. По крутизне, характеру грунта и устойчивости к воздействию сейсмических толчков от землетрясений и ядерных взрывов все скаты можно разделить на две группы:
- скаты, крутизна которых больше угла естественного откоса,
- скаты, имеющие крутизну меньше угла естественного откоса.
Скаты, крутизна которых равна или больше угла естественного откоса, чаще всего встречаются в горах.
Грунты
Углы естественного откоса в градусах | ||
Сухой грунт | Мокрый грунт | |
Лёсс | 50-80 | 10-15 |
Галечник | 40-45 | 40-43 |
Гравий | 40-45 | 40-43 |
Каменистые | 45 | 45 |
Глинистые | 45-55 | 15-25 |
Суглинистые | 45 | 15-25 |
Супесчаные | 40-45 | 25-30 |
Песчаные | 30-38 | 22-30 |
Торф | 35 | 30 |
Примечание. Угол естественного откоса — это угол, образуемый поверхностью рыхлого грунта при осыпании.
Такие скаты находятся в неуравновешенном состоянии; их поверхность, как правило, сложена каменистыми грунтами и не имеет растительного покрова. На них много обрывистых участков различной протяженности и высоты, а также осыпей и каменных рек (курумов).
В летнее время на таких скатах наблюдаются массовые осыпи, обвалы и камнепады, а зимой — снежные лавины. Причиной этого могут быть землетрясения, взрывы ядерных и обычных боеприпасов. Горные обвалы, камнепады, осовы осыпей и снежные лавины заваливают или разрушают полотно дорог, нарушают линии связи, повреждают оборонительные сооружения, запруживают реки и т. д. Все это, естественно, ограничивает маневр и замедляет темпы наступления войск.
Широко распространенные на склонах гор действующие осыпи (не поросшие травой или лесом) имеют предельные углы наклона: песчаные — 32—33°, щебенистые — 35—36°, каменистые — 36—40°.
Снежные лавины возникают на скатах крутизной 15—60° при снежном покрове более 30—40 см. Вероятность лавин зависит от состояния снега и крутизны ската. Например, старый снег устойчиво лежит на скатах в 30°, а лавины мокрого снега сходят иногда со скатов всего в 15°.
Скаты, крутизна которых меньше угла естественного откоса, более стабильны. Поверхность таких скатов сложена мелкозернистыми грунтами, задернована и покрыта растительностью. На них почти не бывает обвалов, мало осыпей и оползней.
В целом в горных районах скаты имеют большую крутизну по сравнению с равнинами; чем выше горы, тем больше преобладающая крутизна скатов.
О преобладающей крутизне скатов и других характеристиках гор различной высоты можно судить по данным таблицы
Тип гор | Абсолютная высота, м | Абсолютная высота, м | Преобладающая крутизна скатов в градусах |
Низкие | 500 — 1000 | 200 — 500 | 5 — 15 |
Средневысокие | 1 000 — 2 000 | 500 — 1 000 | 10 — 25 |
Высокие | более 2 000 | более 2 000 | 20 — 45 |
Скорость движения на местности вне дорог в зависимости от крутизны скатов (при сухом твёрдом грунте)
Тип машины | Скорость движения (км/час) при крутизне скатов, град | |||
3-6 | 6 — 10 | 10 — 15 | 15 — 20 | |
Автомобили | 20 — 15 | 15 — 12 | 12 — 8 | 8 — 5 |
Танки | 15 — 12 | 12 — 10 | 10 — 6 | 6 — 4 |
Бронетранспортёры, гусеничные тягачи | 12 — 10 | 10 — 7 | 7 — 5 | 5 — 3 |
Сущность изображения рельефа на картах горизонталями
Рельеф является важнейшим элементом местности, определяющим ее тактические свойства.
Изображение рельефа на топографических картах дает полное и достаточно подробное представление о неровностях земной поверхности, форме и взаимном расположении, превышениях и абсолютных высотах точек местности, преобладающей крутизне и протяженности скатов.
Рельеф на топографических картах изображается горизонталями в сочетании с условными знаками обрывов, скал, оврагов, промоин, каменных рек и т. п. Изображение рельефа дополняется отметками высот характерных точек местности, подписями горизонталей, относительных высот (глубин) и указателями направления скатов (бергштрихами). На всех топографических картах рельеф изображается в Балтийской системе высот, то есть в системе исчисления абсолютных высот от среднего уровня Балтийского моря.
Определение крутизны скатов по приближенной формуле.
Крутизну ската также можно определять и промером шагов по приближенной формуле.
Крутизна ската = 60 / ПШ
где ПШ — протяженность ската измеренная парами шагов.
Для определения по этой формуле крутизны скатов наблюдатель становится в точке А. Держа на уровне глаз горизонтальнопапку или книжку, смотрит вдоль нее и замечает на скате точку С, равную по высоте наблюдателя до уровня глаз. Затем, двигаясь по направлению к этой точке, измеряют число пар шагов и по формуле определяют крутизну ската. Например, от точки А до точки С отсчитано 4 пары шагов крутизна ската = 60 / 4 = 15 градусов.
Виды горизонталей
Горизонталь — замкнутая кривая линия на карте, которой соответствует на местности контур, все точки которого расположены на одной и той же высоте над уровнем моря.
Различают следующие горизонтали:
- основные (сплошные) — соответствующие высоте сечение рельефа;
- утолщенные — каждая пятая основная горизонталь; выделяется для удобства чтения рельефа;
- дополнительные горизонтали (полугоризонтали) — проводятся прерывистой линией при высоте сечения рельефа, равной половине основной;
- вспомогательные — изображаются короткими прерывистыми тонкими линиями, на произвольной высоте.
Расстояние между двумя смежными основными горизонталями по высоте называют высотой сечения рельефа. Высоту сечения рельефа подписывают на каждом листе карты под ее масштабом. Например: «Сплошные горизонтали проведены через 10 метров».
Для облегчения счета горизонталей при определении высот точек по карте все сплошные горизонтали, соответствующие пятой кратной высоте сечения, вычерчиваются утолщенно и на ней ставится цифра, указывающая высоту над уровнем моря.
Для того чтобы при чтении карты можно было быстро определить характер неровностей поверхности на картах, применяются специальные указатели направления скатов — бергштрихи — в виде коротких черточек, расставленных на горизонталях (перпендикулярно им) по направлению покатостей. Они помещаются на изгибах горизонталей в наиболее характерных местах, преимущественно у вершин седловин или на дне котловин.
Дополнительные горизонтали (полугоризонтали) применяются для отображения характерных форм и деталей рельефа (перегибов склонов, вершин, седловин и т. п.), если они не выражаются основными горизонталями. Кроме того, применяют для изображения равнинных участков, когда заложения между основными горизонталями очень велики (более 3 — 4 см на карте).
Вспомогательные горизонтали применяют для изображения отдельных деталей рельефа (блюдец в степных районах, западин, отдельных бугров на плоскоравнинной местности), которые не передаются основными или дополнительными горизонталями.
Изображение горизонталями типовых форм рельефа
Рельеф на топографических картах изображается кривыми замкнутыми линиями, соединяющими точки местности, имеющие одинаковую высоту над уровенной поверхностью, принятой за начало отсчета высот. Такие линии называются горизонталями. Изображение рельефа горизонталями дополняется подписями абсолютных высот, характерных точек местности, некоторых горизонталей, а также числовых характеристик деталей рельефа — высоты, глубины или ширины.
Определение на карте абсолютных высот и относительных превышений точек местности
Профиль — чертеж, изображающий разрез местности вертикальной плоскостью.
Для большей выразительности рельефа местности вертикальный масштаб профиля принимается в 10 или более раз крупнее горизонтального.
В связи с этим профиль, передавая взаимное превышение точек, искажает (увеличивает) крутизну скатов.
Для построения профиля нужно:
- прочертить на карте профильную линию (маршрут движения), приложить к ней лист разграфленной (миллиметровой) бумаги, перенести на ее край короткими черточками места горизонталей, точки перегиба скатов и местные предметы, которые сечет профильная линия, и подписать их высоты;
- подписать на листе разграфленной бумаги у горизонтальных линий высоты, соответствующие высотам горизонталей на карте, приняв условно промежутки между этими линиями за высоту сечения (установить вертикальный масштаб);
- от всех черточек, обозначающих места пересечения профильной линии с отметками высот горизонталей, точек перегиба скатов и местных предметов, опустить перпендикуляры до пересечения их с соответствующими по отметкам параллельными линиями и отметить полученные точки пересечения;
- соединить точки пересечения плавной кривой, которая и изобразит профиль местности (подъемы и спуски на маршруте движения).