Посвящение в туристыВеселый праздник на природе для детей и родителей

Если вы планируете пойти в поход, его нужно спланировать, ибо экспромтом в походы не ходят. Разве что в поход выходного дня, да и при этом вы примерно представляете куда пойдете и как будет проходить ваш маршрут.

Как разработать маршрут туристического похода, будь то пеший водный или велосипедный. Маршруты составляются по одному алгоритму.

Алгоритм составления маршрута туристического

  1. Нужно выбрать район путешествия
  2. Выбор категории сложности (этот пункт мы опустим и оставим его профессионалам)
  3. Разработка «нитки» маршрута, мест посещения (т.е отрезка пути как и куда мы пойдем)
  4. Запланировать примерное время нахождения в пути (делается для того, чтобы запланировать кол-во продуктов, снаряжения и т.д)
  5. Разработка запасных вариантов и экстренных сходов с маршрута
  6. Подготовка заброски и выброски с района путешествия (если это планируется)
  7. Составление сметы, раскладки продуктов, снаряжения, аптечки

Что взять с собой в однодневный поход

О том, что нужно брать с собой в многодневные походы, написано достаточно много, но почему-то к подготовке к однодневному отдыху на природе в походе не уделяется должного внимания. И совершенно зря, ведь если вы составите план необходимых вещей, поездка в горы, лес или просто к реке будет гораздо приятнее.


Рисунок 1. Снаряжение для однодневной вылазки может быть минимальным

Поскольку лето – пора отпусков и отдыха, лучше заранее составить список вещей, необходимых в походе. Это поможет быстро собраться и отправиться в пути при любой возможности (рисунок 1).

Какие бывают маршруты

Маршруты бывают нескольких видов:

  • Линейные (т.е идем из точки А в точку Б)

  • Кольцевой маршрут (откуда мы пришли туда и возвращаемся,только другим путем)

  • Комбинированный маршрут(содержит и линейный и кольцевой маршруты)

Разработка «нитки»маршрута, мест посещения

Ниткой у туристов называется путь маршрута. Т.е все расстояние от начала и до конца пути является «ниткой». Разрабатывать нитку маршрута можно с помощью карты а можно с помощью компьютера, воспользовавшись программами sasplanet или google earth. В данных программах можно посмотреть карту маршрута и построить трек пути (нитку).

Наверное сейчас мало тех, кто составляет трек маршрута (нитку) с помощью бумажной карты, но такие есть. Туристы старой закалки и профессионалы своего дела предпочитают работу с бумажной картой, даже при планировании маршрута путешествия.

Я пользуюсь для разработки маршрута вышеназванными программами, составляю треки пути, там же сохраняю их и заливаю в навигатор. Поскольку с помощью программы можно посмотреть карту (как обычную, так и спутниковую). Это значительно облегчает планирование маршрута. На карте сразу можно поставить маршрутные точки, измерить расстояние пути, запланировать точки отхода. Короче говоря рекомендую.

Так же при планировании маршрута нужно запланировать интересные объекты посещения (если это требуется).

Разбить маршрут по дням

Из словаря туриста:

Дневка — однодневная остановка на отдых во время похода

Отсидка — вынужденная остановка на маршруте на один день или больше

Запасной день — элемент ресурса времени который закладывается на поход

Важный момент в планировании маршрута — запланированное время путешествия. Время нужно планировать всегда с небольшим «избытком».

Маршрут разбивают таким образом, чтобы каждый день начинался и заканчивался в подходящем для ночлега месте. Протяженность дневного перехода во многом зависит от характера местности. По лесу в день можно проходить до 12 километров. Я бы посоветовал не закладывать слишком большое расстояние в день. Я закладываю до 10 километров по пересеченной местности, поход всё-таки должен приносить удовольствие…

Важно! Не закладывайте в первый день длинное расстояние. К концу похода пройденное расстояние можно увеличить (рюкзаки стали легче, еды меньше, идти легче).

Естественно точно спланировать время не представляется возможным (испортилась погода, опоздали на транспорт и т.д). Но примерное планирование делать необходимо. Для этого нужно закладывать во время маршрута лишние дни.

Пример маршрута

Учитываем: Время похода +дневка+ запасной день

6 дней похода+ дневка+ запасной день = 8 дней

Пеший поход от точки А в точку Б, протяжённостью 60 километров, по грунтовой дороге. Каждый день в среднем вы запланировали проходить по 10 километров. Т.е поход у вас продлиться 6 дней (безусловно можно запланировать и большее расстояние для перехода в день). Прибавляем к шести дням дневку (день отдыха, например для стирки, для бани, посещения достопримечательностей, на случай непогоды) и один запасной день.

Не забудьте наметить удобные места дневок, ночевок и биваков, интересные для посещения объекты.

↑ Снаряжение юного туриста

↑ Обувь

Правильно подобранное и хорошо проверенное снаряжение юного туриста имеет в походе большое значение.

Начнем с обуви.

«Обувь для пехотинца столь же важна, как лошадь для кавалериста», — сказал один полководец.

Небрежный выбор обуви для похода, плохая подгонка ее вызывает, даже после недолгой ходьбы, потертость ног. Обувь должна быть хорошо разношенной и должна свободно сидеть на ноге (рекомендуется иметь в длину запас — допуск до 2 см). Носок сапога или ботинка должен быть широким настолько, чтобы не сжимать пальцев ноги.

Для похода необходима прочная, по возможности мягкая, непромокаемая обувь. Для этого ее надо смазать жиром: ворванью, рыбьим жиром или касторовым маслом. Не годится для смазки вакса: она делает кожу жесткой и проницаемой для воды. Пропитывать следует не только верх обуви, но и подошву и щели между верхом и подошвой.

Задники лучше всего — мягкие; иначе они будут давить на пятку и очень скоро вызовут в ней сильную боль.

Для походов нужна обувь обязательно с широким носком и низким каблуком. На высоком каблуке далеко не уйдешь. Шаг при высоком каблуке всегда бывает короче. Положение стопы при этом наклонно и туловище для поддержания равновесия подается назад, а при таком положении шаг всегда короче.

Подошва рекомендуется толстая или двойная. А то после нескольких переходов придется итти на своей собственной подошве. Надо следить за каблуками и, если они обносились, сразу прибить набойки. Каблук следует подбить металлическими подковками или гвоздями; обувь при этом меньше стаптывается.

Ботинки с монолитной или кожемитовой подошвой пригодны. Хуже, если подошва резиновая; при ней потеют ноги. Тогда можно положить в ботинок толстую войлочную стельку или надеть шерстяные чулки. При коротких остановках в пути в этом случае следует ботинки снимать хотя бы на одну минуту, чтобы проветрить ноги.

На большом привале ботинки надо непременно снять для проветривания н просушки. Нельзя сушить их близко у огня, так как кожа может потрескаться. Пока ботинки сушатся, носи спортивные тапочки. Они легки и помогут ноге отдохнуть.

Надо проверить, чтобы внутри сапога не выступали гвозди, чтобы проносившаяся подкладка не была в складках.

По сухой ровной дороге хорошо итти в легких ботинках. Надевать сапоги на босую ногу нельзя. В этом случае, даже в легкой обуви, легко натереть пятки и подушечки стопы. Плотные нитяные носки будут хороши для легкой обуви. Но при дальних походах, по бездорожью, в грубой обуви надо надевать шерстяные чулки. Странным кажется, что летом рекомендуется носить шерстяные чулки, но опытный турист знает, что в шерстяном чулке нога себя чувствует лучше (даже прохладнее). Шерстяной чулок быстро впитывает пот, и кожа остается сухой. Шерстяной чулок, кроме того, является хорошей прокладкой между ногой и кожей ботинка, сглаживает все неровности, шероховатости и складки.


Если турист умеет правильно навертывать портянки, следует их носить. Нога прекрасно оберегается нетолстой, стиранной, мягкой портянкой (шерстяная или полотняная наиболее хороши).

Босиком в поход могут итти только те, кто раньше, до похода, много ходил босиком и хорошо в этом тренирован.

Приобретать этот навык во время похода безнадежно — ноги будут сбиты при первом же небольшом переходе. Кроме того, легко получить ушиб и ранение ног. Но кто имеет навык в ходьбе босиком, тот на отдельных участках по хорошей дороге пройдет часть пути босиком с удовольствием.

↑ Одежда

Одежда рекомендуется прочная, легкая, не маркого, но и не темного цвета. Она должна быть свободной, не стесняющей движений. Нельзя затягиваться завязками, кушаками, лучше, чтобы ремни были заменены проймами через плечи. Рубашка желательна с открытым воротником и обязательно с рукавами. В майке-безрукавке можно итти лишь тем, кто уже хорошо загорел. Нельзя выходить в поход только в трусах.

Надо, чтобы одежда легко впитывала пот. Поэтому гигиенично носить тонкую трикотажную майку или (еще лучше) тонкую шерстяную сетку. Иначе пот, пропитав сорочку, охлаждается и смачивает собой тело. А это может вызвать простуду, особенно на ветру, когда пот снова быстро испаряется с поверхности тела. Девочки надевают легкие трикотажные рейтузы или сатиновые трусы; поверх их — легкую шерстяную или сатиновую юбку. Для дальних походов хороши брюки (лыжный костюм) или сатиновые шаровары. Лучшая материя для одежды туриста — шерсть, хороша и фланель. Эти материи скоро высыхают после дождя. Они легки и прочны.

Головной убор должен служить защитой от солнца и непогоды, и пользоваться им надо, когда эта защита нужна. Следует приучаться летом ходить без головного убора и в путешествии, хотя бы часть пути, итти с открытой головой (не допуская, конечно, перегрева головы солнечными лучами). Удобна в пути шляпа типа «панама». Цвет шляпы должен быть белый, — во всяком случае светлый, менее поглощающий солнечные лучи. Прекрасны соломенные шляпы, но они быстро ломаются. Вместо головного убора можно повязать голову платком (не закрывая ушей) или полотенцем (наподобие чалмы). Но всё-таки надо иметь с собой головной убор: он пригодится при сильном солнце, непогоде, в холодный вечер.

↑ Укладка вещей

Походные вещи укладывают в вещевой заплечный мешок-рюкзак. Он делается из прочной, плотной материи (холст, брезент, плотная мешковина). Выбирать рюкзак надо пошире. Широкий заплечный мешок облегчает поясницу, наподобие седла, и основная тяжесть груза ляжет на крестец. Плечам станет легче. Лямки делают широкие, лучше ременные, а если матерчатые, то из плотного, прочного материала. Узкие лямки скручиваются и режут плечи.


Нетрудно сделать рюкзак и самому. На рисунке видно, как можно вместо рюкзака использовать любой мешок.

Укладывать в рюкзак надо так, чтобы мягкие вещи легли на спине ровно и плоско. Более тяжелые класть на дно. Центр тяжести груженого рюкзака должен быть внизу, а не наверху и сбоку. Иначе рюкзак будет оттягивать плечи.

Длину лямок следует делать такой, чтобы рюкзак лежал почти параллельно спине.

Ношение заплечного мешка требует тренировки, и если ее не было до похода, то у новичка могут появиться, с непривычки, ноющие боли в плечах.

Надевать лямки лучше всего на край плеча и не надо из них делать перекрестов на груди. Это будет стеснять грудную клетку.

Внутри рюкзака желательна перегородка из материи.

При укладке вещей их следует рассортировывать: в одном отделении продукты, в другом — всё остальное.

_________

Вес груза, допустимый для юного туриста, зависит от возраста и состояния здоровья участников похода (смотрите таблицу).

При распределении общего снаряжения надо учитывать тренировку и силу участников похода, чтобы более тренированные и сильные взяли на себя и больший груз.

Нормы груза при пешеходных походах по среднепересеченной местности

Наметить аварийные и запасные варианты

Запасной вариант

Например, вы спланировали пройти перевал одним способом, но по дороге вам вдруг встретилось препятствие (непогода,лавина), нужен запасной вариант прохождения пути.

Т.е препятствие труднее пройти чем вы планировали, вот в этом случае и нужен запасной вариант. Наличие запасного варианта обязательно нужно прорабатывать для каждого препятствия.

Например: Планируется пройти по лесной просеке. А если просека заросла? По какому пути следует идти в данном случае. Если перевал не пройти (Лавина). Какой будет запасной путь?

Путь преодоления препятствия должен быть как можно короче, но максимально легкопроходимой.

Аварийный выход

Аварийный выход необходим в экстренной ситуации, когда нужно максимальной быстро выйти к людям. Варианты аварийного схода с маршрута прорабатываются до каждого населенного пункта, находящегося вблизи маршрута.

Чем больше точек аварийного схода вы запланируете тем лучше.

Точки должны отвечать следующим критериям:

  • Точка должна быть недалеко от населенного пункта или являться им (город, деревня с медиком и т.д),
  • Это может быть просто удобное место, в которое может приехать машина(вертолет), чтобы забрать пострадавшего. Или место, с которого быстро можно добраться до людей.

Как уже говорилось ранее ,чем больше аварийных сходов с маршрута, тем больше вы себя обезопасите в случае форс-мажорной ситуации.

Соответственно чем длиннее нитка маршрута, тем больше точке схода.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ДОРОГАХ

ВВЕДЕНИЕ

Современный стиль жизни населения планеты предъявля­ет новые требования к формированию культуры безопасности жизнедеятельности, которую можно определить как уровень развития человека и общества. Этот уровень характеризуется значимостью задачи обеспечения безопасности жизнедеятель­ности в системе личных и социальных ценностей, распростра­ненностью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, сте­пенью защиты от угроз и опасностей во всех сферах жизнедея­тельности.

В последние годы среди традиционных и нетрадиционных форм проведения урока по основам безопасности жизнедея­тельности в общеобразовательных учреждениях заметную роль стали играть некоторые новые, активные формы. Среди них особое место занимает тестирование. Тестирование в кур­се предмета ОБЖ позволяет дать более точное и лаконичное освещение некоторых аспектов безопасности жизнедеятельно­сти, развивая у учащихся соответствующие знания, умения, навыки.

Предложенные тестовые задания позволят качественно оценить уровень знаний обучающихся по безопасности и за­щите человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, а также по основам медицинских знаний и здорового образа жизни. В пособие включены тесты с одним верным вариантом из че­тырех ответа. Тестовые задания по основам военной службы выпущены издательством «Легион» в 2011 году.

Эти тесты предназначены для работы со всеми учебниками по ОБЖ для учащихся 10-11-х классов общеобразовательных учреждений, включенных в Федеральный перечень учебной литературы Министерства образования и науки Российской Федерации.

При выполнении заданий с выбором ответа обведите круж­ком номер правильного ответа в экзаменационной работе.

Информация от издательства:

Клюев Александр Владимирович, преподаватель-организа­тор ОБЖ школы № 106 г. Железногорска Красноярского края, доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности» филиала ГОУ ВПО «Красноярский педагогический университет имени В. П. Астафьева» в г. Железногорске, полковник запаса.

Савин Александр Петрович — заведующий кафедрой «Без­опасность жизнедеятельности» филиала ГОУ ВПО «Красно­ярский педагогический университет имени В. П. Астафьева» в г. Железногорске, кандидат педагогических наук, доцент.

КЛАСС

Раздел 1. ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

АВТОНОМНОЕ ПРЕБЫВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ

Вариант № 1

1. Из перечисленных ниже причин выберите те, которые являются причинами вынужденного автономного суще­ствования в природных условиях:

1) потеря части продуктов питания, потеря компаса

2) несвоевременная регистрация туристической группы перед выходом на маршрут

3) потеря ориентировки на местности во время похода, авария транспортных средств в условиях природной среды

4) плохие погодные условия на маршруте движения

2. Порядок действий в различных аварийных ситуациях в условиях природной среды отличается друг от друга и зависит от конкретной обстановки. Из приведенных ниже случаев выберите те, когда командир группы дол­жен принять решение об уходе с места аварии:

1) группа не может быть обнаружена спасателями из-за окружающей ее густой растительности, возникла непосредственная угроза жизни людей

2) направление на ближайший населенный пункт и его удаление неизвестны

3) место происшествия точно не определено, местность незнакомая и труднопроходимая

4) точно неизвестно местонахождение спасателей и со­стояние здоровья людей не позволяет преодолеть рас­стояние до населенного пункта

Собираясь в поход, вам необходимо подобрать одежду. Каким нижеперечисленным требованиям она должна соответствовать?

1) одежда должна быть свободной и надеваться в несколь­ко слоев

2) одежда должна быть из синтетических материалов

3) одежда должна быть однотонного цвета или из ка­муфлированного материала

4) одежда должна иметь световозвращающие элементы

4. Выберите из предложенных вариантов установленные требования к сооружению временного жилища:

1) место должно находиться на берегу реки или другого водоема на уровне воды

2) место должно находиться на ровной возвышенной продуваемой площадке; возле площадки должен на­ходиться источник воды и достаточно топлива

3) место должно находиться среди сухостоя, который можно использовать для костра

4) недалеко от площадки должна быть дорога или наез­женная тропа

5. Выберите самый надежный способ обеззараживания воды в полевых условиях:

1) очистка через фильтр из песка и материи

2) очистка через фильтр из песка, ваты и материи

3) кипячение воды

4) добавление в воду марганцовки

Вариант № 2

1. На решение какой главной задачи направлена деятель­ность человека при вынужденной автономии?

1) на возвращение к людям и привычной жизни

2) на получение новых острых ощущений

3) на организацию активного отдыха на природе

4) на достижение новых спортивных достижений в ори­ентировании на местности

2. Что запрещается делать при разведении костра?

1) использовать для разведения костра сухостой

2) разводить костер на торфяных болотах

3) использовать для разведения костра сухую траву

4) оставлять дежурить у костра менее 3-х человек

3. Для выбора конечной точки маршрута однодневного турпохода на природу необходимо руководствоваться тремя основными критериями. Среди приведенных от­ветов найдите ошибку:

1) участок местности, выбранный в качестве конечной точки путешествия, должен быть пригодным для большого привала

2) расстояние до выбранной точки на местности должно составлять не более 10 км в одну сторону

3) расчет светлого времени должен быть достаточным для возвращения в исходную точку с резервом не ме­нее одного часа

4) конечная точка путешествия должна быть располо­жена недалеко от автомобильной дороги

4. Передвигаясь по засушливой местности, вы очень хо­тите пить. У вас полная фляга воды. Как следует посту­пить?

1) пить часто, но по одному глотку

2) беречь воду и пить по одной чашке в день

3) пить только при сильной жажде, промочить рот и вы­пить один — два глотка

4) утолить жажду, выпив половину имеющейся воды

5. Во время движения группы в грозу рядом ударила мол­ния, один человек упал. При осмотре вы заметили на его теле обширные красные полосы и явное отсутствие при­знаков жизни. Каковы ваши действия?

1) немедленно сделать пострадавшему искусственное дыхание

2) закопать его по шею в землю для отвода электриче­ского тока

3) растереть спиртом пораженные участки тела

4) не трогать пострадавшего, пока он сам не придет в со­знание.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ДОРОГАХ

Вариант № 1

1. Как называются с точки зрения Правил дорожного дви­жения лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя?

1) водитель

2) пассажир

3) пешеход

4) путешественник

2. Участники дорожного движения — это:

1) лица, принимающие непосредственное участие в про­цессе движения в качестве водителя, пешехода, пас­сажира транспортного средства

2) это лица, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, и лица, производящие ремонтные работы на проез­жей части

3) люди, принимающее непосредственное участие в про­цессе движения в качестве водителя, пассажира транспортного средства, и лица, осуществляющие регулирование дорожного движения

4) граждане, передвигающиеся на транспортных сред­ствах и в пешем порядке по проезжей части, тротуару и обочине дороги.

3. Укажите определение понятия «дорога»:

1) проезжая часть, тротуары, обочины

2) полоса земли для движения транспортных средств и пешеходов

3) обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения

4) полоса земли для движения автомобилей, трамваев, троллейбусов, мотоциклов и мопедов.

4. Где рекомендуется расположиться в салоне обществен­ного транспорта, если в нем нет свободных мест для си­дения?

1) занять свободное место на передней площадке транс­портного средства

2) нужно постараться встать в центре прохода, держась руками за поручень или специальные подвески

3) расположиться на задней площадке транспортного средства

4) не имеет значения, где будет находиться пассажир при отсутствии мест для сидения

Составление сметы, раскладки продуктов, снаряжения, аптечки

Последнее в разработке маршрута это составление сметы, раскладки продуктов, снаряжения и аптечки туриста. Про аптечку туриста прочитать можете здесь.

Смета должна включать в себя все затраты на данный маршрут. Это позволит не только рассчтать стоимость похода, но и позволит ничего не забыть.

Правильная раскладка продуктов очень важна. Спланировать так, чтобы было неголодно, разнообразно, но при этом не взять лишнего, т.к. все это нести на себе, непростая задача. Очень в этом помогают различные справочники туристов, где можно найти таблицы расчета нормы продуктов на человека и подобрать оптимальный рацион.

Рацион очень сильно зависит от продолжительности маршрута. Если ваш поход рассчитан на 1-3 дня, то подойдут практически любые продукты, а вот собраться в поход дней на 10 уже не так просто. О том как правильно упаковать продукты в поход, я писал здесь.

И помните, к планированию маршрута следует подходить максимально серьезно.

Как разработать маршрут похода

Особенности составления пеших маршрутов

Составление маршрута является одной из наиболее сложных задач, которые стоят перед руководителем любого пешего похода. Хорошие маршруты можно как пройти, так и не пройти. Однако плохо задуманный или недостаточно проработанный маршрут не удается пройти практически никому и никогда, какие бы усилия не были применены. Чрезвычайно важно при разработке пеших маршрутов избегать даже мелких ошибок, так как ошибка может привести к множеству неприятных последствий, вплоть до аварии.
Пешие маршруты можно классифицировать на следующие категории:

  1. По срокам:
    • Однодневные.
    • Многодневные.

  2. По уровню сложности:
    • Походы низких категорий сложности.
    • Походы высоких категорий сложности.

При разработке каждого из перечисленных видов маршрута применяются свои правила и хитрости, которые созданы для упрощения жизни туристов в походе. Прежде, чем составить маршрут любой сложности, необходимо определиться с его целью и задачами. Если не определить их в начале маршрута, в дальнейшем в походе неизбежно возникнут столкновения, которые будут вызваны разными мнениями участников. Как правило, руководители похода используют одну из двух следующих стратегий:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Разработка маршрута пешего похода 450 руб.
  • Реферат Разработка маршрута пешего похода 260 руб.
  • Контрольная работа Разработка маршрута пешего похода 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

  1. Цели и задачи похода определяются лично руководителем, а затем уже набираются участники, которые согласны с ними.
  2. Руководители комплектуют группу, а затем уже обсуждают с ней цели и задачи похода.

Первый вариант наиболее приемлем для небольших походов, где существенные вариации целей и задач просто невозможны. Кроме того, первый вариант применяется в условиях туристических клубов, где есть возможность подобрать участников под цели и задачи похода. Также данные категории походов пользуются неопытными, новичковыми группами под началом руководителя со стажем. На таком маршруте руководитель обычно является монопольным командиром, который единолично принимает решения по всем вопросам.

Второй вариант применяется для таких категорий походов, когда имеется ограниченный выбор участников. Формирование походной группы начинается с обсуждения целей и задач с участниками. Обсуждение может производиться по одному или со всеми вместе. Руководитель в данном случае занимает позицию не командира, а старшего товарища. На маршруте он не применяет авторитарные методы управления, участникам ближе демократичность в стремлении обсуждать принимаемые решения.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Рисунок 1. Разработка маршрута пешего похода. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]