Как только водоемы покрываются коркой льда, тут же появляется целая армия ценителей зимнего экстрима — рыболовы, туристы, любители съехать с гористого берега реки на санках или желающие превратить часть реки или пруда в каток. Автолюбители тоже не дремлют, наконец-то им не нужно добираться до ближайшего моста или переправы, ведь есть ледовая дорога! Жители озерных и речных краев устраивают пешеходные и автомобильные переправы, чтобы сократить путь до пункта назначения.
Как определить, безопасно ли передвигаться по льду пешком, на автомобиле или кататься на коньках? Не стоит рисковать, подвергая опасности себя и товарищей: для каждого из таких случаев существуют специальные правила. Если у вас есть дети, обязательно научите их тому, какая толщина первого льда безопасна. Легче предупредить несчастный случай, чем спасать попавшего на непрочный лед!
Для человека
Опытные охотники и рыболовы умеют распознавать примерную толщину льда по его цвету. Синеватый или «с зеленью» лед считается прочным, и чем прозрачнее ледовое покрытие, тем оно прочней. Матово-белый или с желтизной цвет свидетельствует о ненадежности. Если вы видите участок реки подо льдом, на котором отсутствуют следы животных и человека, задумайтесь, отчего это. Скорее всего это место, где бьют ключи, корочка льда там очень тонка, а из-за снега этого не видно.
Безопасная толщина льда
Это нужно знать:
- Безопасным для человека считается лед толщиной не менее 10 см в пресной воде и 15 см в соленой.
- В устьях рек и протоках прочность льда ослаблена.
- Лед непрочен в местах быстрого течения, бьющих ключей и стоковых вод, а так же в районах произрастания водной растительности, вблизи деревьев, кустов, камыша.
- Если температура воздуха выше 0 градусов держится более трех дней, то прочность льда снижается на 25%.
Закрепим материал о прочности льда:
- лёд голубого цвета – прочный,
- белого – прочность его в 2 раза меньше,
- матово белый или с желтоватым оттенком – ненадежен.
Не стоит относиться к зимним прогулкам легкомысленно и не готовиться заранее. Провалившемуся под лед очень трудно выбраться, так как края полыньи будут обламываться под его тяжестью. Взрослый или ребенок могут утонуть от переохлаждения, которое наступает через четверть часа. У некоторых случается холодовой шок.
Рекомендуем Вам почитать статью: Тонкий лед и его опасности.
Минимальная толщина льда для пешего перехода
Памятку о безопасности и правилам поведения на льду, Вы можете скачать после статьи.
Процесс образования льда
В начале ноября водоемы и реки начинают покрываться тонкой ледяной коркой. Вода под воздействием холода кристаллизуется и создает поверхностный слой. Лед, который способен выдерживать вес человека формируется к концу ноября — в начале декабря. Но иногда из-за теплой осени ледяная корка начинает образовываться только в декабре.
Раннее появление льда возможно лишь на тех водоемах, которые располагаются в северных широтах. И уже в конце декабря по нему можно спокойно передвигаться не только пешком, но и другими способами.
К этому времени его толщина увеличивается, и он способен выдержать даже автомобиль. Процесс формирования ледяного слоя:
- Поверхность нужной толщины образуется после формирования первичного слоя.
- Вначале происходит кристаллообразование воды, затем образуется ледяное сало.
- Ледяное сало набирает массу, и формирует снежные поля, после которых начинает образовываться ледяной покров.
- На этой стадии появляется рыхлый и непрочный лед блинчатой формы, в виде льдинок, которые плавают по отдельности.
- Затем появляется ледяная корка. Но обычно ее толщина не превышает 5 см, поэтому вес рыбака она выдержать, неспособна.
- Сформировавшийся тонкий слой немного прочнее остальных. После него появляется молодой слой — серого цвета. Когда устанавливаются продолжительные заморозки, он постепенно светлеет и становится белого цвета. Именно такая толщина подходит для ловли рыбы.
Рыболовный сезон открыт.
Для зимней переправы
Приводим данные в таблице ниже.
Безопасная толщина, м | С учетом веса, т | С учетом расстояния до кромки льда, м | |
там, где пресная вода | там, где морская вода | ||
0,10 | 0,15 | до 0,1 | 5 |
0,20 | 0,25 | до 0,8 | 10 |
0,25 | 0,30 | до 3,0 | 20 |
0,35 | 0,45 | до 6,5 | 25 |
0,40 | 0,50 | до 10 | 26 |
Зная вес техники, нетрудно рассчитать, каким должен быть лед.
Для техники
Безопасная толщина, м | С учетом веса, т | С учетом расстояния до кромки льда, м | |
там, где пресная вода | там, где морская вода | ||
0,70 | 0,55 | до 20 | 30 |
100 | 0,95 | до 40 | 40 |
Занимаясь организацией переправы для техники, учитывают следующие факторы:
- глубину водоема;
- скорость течения;
- расстоянием между берегами реки;
- интенсивность грузопотока;
- когда поблизости расположена гидроэлектростанция, данные по расчету трассы сопоставляются с режимом работы ГЭС.
Ледовая переправа на автомобиле
Как определить опасные участки льда
Каждому человеку для безопасного передвижения по водоему нужно знать, как определить толщину льда. Самый тонкий лед образуется в местах биения ключей, сильных подводных течений, под мостами, у болотистых берегов, в зарослях тростника, камыша, вблизи сбросов промышленными предприятиями горячей и теплой воды, а также на открытых пространствах.
Опасны и места с растительностью, различными предметами, сваями, торчащими из воды, т. к. лед здесь всегда тоньше.
Не надо спешить продвигаться к центру водоема, чтобы исключить возможность попадания в полынью. Сначала нужно опробовать мелководье. Если поверхность водоема не занесена снегом, то можно наблюдать, как во время ходьбы под ногами образуются радиальные трещины, расходящиеся в разные стороны.
По таким участкам лучше не ходить, тем более если добавляются еще и кольцевые трещины; это означает, что лед может в любой момент проломиться.
Как выбраться если провалился под лед
Некоторые передвигаются по льду на лыжах, проверяя крепость ударами палок. Если на ровном снежном покрове образовалось темное пятно, то его лучше обойти, двигаясь не слишком быстро, т. к. в этом месте лед тонкий. В противном случае при скольжении на лыжах по инерции можно попасть в полынью, даже если рыбак ее уже увидел.
Теория и практика
Ледовую трассу расчищают от снега по обе стороны от оси (не меньше, чем на 10м) и обозначают вехами (каждые 15-20 м). Поскольку движение на трассе одностороннее, дорогу с обратным движением следует прокладывать не менее, чем в 100 м. Толщина льда измеряется путем пробивания лунок на протяжении 5 м друг от друга (у берегов расстояние сокращается до 3 м), диаметр лунок — от 6 до 10 см. Лунки располагаются по принципу шахматных клеток на расстоянии 5 м от оси по направлению в обе стороны. Для безопасности их ограждают снеговой насыпью по окружности и закрывают щитами из дерева. Возникающие «зависания» льда обрушивают механическим путем. Замеры производит местная гидрометеослужба каждые 5 дней, а в случае оттепелей — чаще.
Помимо веса техники, делаются поправки на интенсивность движения по формуле:
Hтр = na · P
В ней учитываются:
- H – толщина льда;
- n – коэффициент интенсивности движения (при пропускаемости 500 автомашин в сутки показатель n равен 1, если 1 – это 500, то 400 – 0,8 и т.д.);
- a – показатель характеристики нагрузки (колесная, гусеничная);
- P – масса груза, т.
Формула может быть дополнена, в зависимости от особенностей местных условий.
Как видите, гораздо легче обезопасить передвижение одного человека, но лишь в том случае, если этот человек будет соблюдать правила. В конечном счете, таблица допустимой толщины льда (и нагрузки на него) при организации переправы техники будет выглядеть следующим образом:
Допустимая нагрузка, т | Требуемая толщина ледяного покрова (см) с учетом среднесуточной t в течение 3 прошедших суток | Дистанция между автомашинами, м | ||
– 10 °и ниже | – 5 °С | При кратковременной оттепели до 0 ° | ||
Гусеничная техника | ||||
4 | 18 | 20 | 28 | 10 |
6 | 22 | 24 | 31 | 15 |
10 | 28 | 31 | 39 | 20 |
16 | 36 | 40 | 50 | 25 |
20 | 40 | 44 | 56 | 30 |
30 | 49 | 54 | 68 | 35 |
40 | 57 | 63 | 80 | 40 |
50 | 63 | 70 | 88 | 55 |
60 | 70 | 77 | 98 | 70 |
Колесная техника | ||||
3,5 | 22 | 24 | 31 | 18 |
6 | 29 | 32 | 40 | 20 |
8 | 34 | 37 | 48 | 22 |
10 | 38 | 42 | 53 | 25 |
15 | 46 | 50 | 64 | 30 |
Способы передвижения
Чтобы не ехать по ледовому покрытию на автомобиле, некоторые рыбаки оставляют его на берегу и далее передвигаются своим ходом. Способы передвижения:
- На лыжах. При передвижении на лыжах достаточно, чтобы толщина была не менее 8 сантиметров. Хорошо, если поверхность будет покрыта небольшим слоем снега, так как лыжи слишком скользят на чистой поверхности. Таким способом передвижения часто пользуются рыбаки, которые приезжают ловить рыбу на общественном транспорте.
- На снегоходах. Снегоход — тяжелый транспорт и передвигаться на нем, можно в том случае, если толщина составляет более 15 сантиметров. Желательно, чтобы на поверхности лежал небольшой слой снега.
- Ледовые переправы. Если нужно сократить расстояние между двумя точками, то можно воспользоваться узаконенными ледовыми переправами. Толщина в этих местах составляет более 30 сантиметров и по ним можно спокойно передвигаться на автомобиле.
Поправки и уточнения
При использовании таблицы следует учитывать, что берется среднесуточная температура и «идеальные» условия для формирования разновидности льда «пресноводный раковистый». Показатель толщины пористого льда придется удвоить. При наличии в водоеме соленой воды коэффициент поправки снижается до 1,2. При частых оттепелях грузоподъемность каждой единицы техники определяется практическим путем.
В случае необходимости ледяной покров утолщают искусственно, очищая для этого пространство, поливая его водой и ожидая, пока слои намерзнут. Если требуется переправа техники к месту проведения водолазных работ в местах, где лед покрывает морские водоемы, условия меняются так, как это изложено в первой таблице статьи.
Но вернемся еще раз к требованиям поведения зимой на реке или пруду, действительным для человека, и особенно, для детей, которые чаще, чем взрослые, бывают неразумны. Считается, что лед для безопасного нахождения человека на нем должен быть не менее 10-15 см (в зависимости от воды-пресная или соленая). В случае массовых мероприятий на льду, норма увеличивается до 25 см. Следует знать еще и как себя вести, если кто-то (или вы сами) провалились под лед, ведь паника может привести к печальному исходу.
Правила поведения на тонком льду
допустимая и безопасная толщина льда при передвижении по нему
- Аттестация аварийно-спасательных формированийи спасателей на территории России
- АТТЕСТАЦИЯ СПАСАТЕЛЕЙ
- Десантирование спасателей, эвакуация пострадавших
- ДЛЯ СПАСАТЕЛЕЙ И ПОЖАРНЫХ
- Квалификационные характеристикиспасателей
- Критерии оценкиспециальной подготовки спасателей
- Критерии оценкиуровня психологической подготовки спасателей
- Медицинская защита населения и спасателей в чрезвычайных ситуациях
- МЕЖДУНАРОДНАЯ И ГУМАНИТАРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПАСАТЕЛЕЙ МЧС РОССИИ
- На профессиональную подготовку спасателей МЧС России
- Нормальное передвижение.
- Обучение (учебная программа подготовки спасателей
При температуре воздуха 0°С и ниже вода из жидкого состояния переходит в твердое (кристаллизуется), образуется лед. На водных поверхностях толщина и прочность льда зависят от скорости течения воды, ее состава и наличия водной растительности. Ровный лед образуется на гладкой, защищенной от ветра поверхности воды. Старый (паковый) лед покрыт торосами, которые появляются в результате сжатия льдов.
При столкновении больших тяжелых льдин между ними образуется тертый лед, непригодный для передвижения.
Толщина льда, особенно на быстрой воде, не везде одинакова. Он тонкий у берегов, на стремнине, в районе перекатов, у скал, в местах слияния рек, их впадения в море (озеро), около вмерзшихся предметов на изгибах и излучинах рек. Наиболее опасен лед под снегом и сугробами. Опасность при перемещении по льду представляют собой полыньи, проруби, лунки, трещины, торосы, места соприкосновения при-пойно-го и движущегося льда.
Передвижение спасателей по льду требует соблюдения повышенных мер безопасности. Безопасной для одного человека считается толщина льда 10 см в пресной воде и 15 см в соленой воде. Для определения толщины льда его необходимо пробурить (прорубить).
Надежность льда проверяется прохождением по нему одного спасателя (налегке), которого в целях безопасности необходимо страховать веревкой. Если при передвижении по нему лед издает характерные звуки — трещит, то идти по нему нельзя. В случае проламывания льда необходимо сбросить тяжелые вещи, выбраться на поверхность льда, лечь на живот, опереться на шест, лыжи или лыжные палки и ползком передвигаться к берегу.
Особую осторожность нужно проявлять при движении по льду, который покрыт снегом или водой. При перепрыгивании с одной льдины на другую точки опоры должны находиться не ближе 50 см от края льда.
Не рекомендуется скапливаться на льду группой по несколько человек или складировать груз в одном месте. Безопасное расстояние между идущими по льду спасателями должно составлять 5 м и более.
В зимнее время по льду можно передвигаться на автотранспортных средствах и перевозить грузы. Безопасная толщина льда в зависимости от массы груза и транспортного средства представлена в таблице.
При передвижении в торосах нужно наступать только на прочные ледяные глыбы.
Правила поведения на тонком льду
Когда казавшийся прочным лед для безопасного передвижения сменился пористым и ломким, вы можете внезапно оказаться в воде, возьмите себя в руки и следуйте рекомендациям:
- Раскиньте руки в стороны, чтобы можно было опереться, не ломая края «купели» и не захлебнуться.
- Из полыньи придется выползать, избегая порывистых движений. Если при вас имеются «ледовые шилья» и веревка, воспользуйтесь ими для подтягивания.
- Основное правило: не опираться на отдельные участки небольшой площади, а стараться располагаться так, чтобы опорой служила максимально большой участок.
- Откатитесь от краев провала, а встав на ноги, не бегите, двигайтесь не спеша и не поднимая ног над поверхностью льда.
- При оказании помощи провалившемуся, найдите то, что поможет расширить площадь опоры (спортивный инвентарь, фанера, пластик).
- Не становитесь на край полыньи, действуйте на оптимальном расстоянии.
- Бросайте оказавшемуся в полынье веревку и равномерными движениями тяните, помогая выбраться.
- Добравшись до дома, переоденьте пострадавшего, напоите чаем (без добавок алкоголя!) и звоните в «скорую».
Правила поведения
Спасатели, действующие в условиях, когда требуется передвижение по льду, должны помнить:
- При выборе маршрута необходимо помнить о дрейфующих льдах (на море, озере), узнавать скорость и направление течения, ветра.
- Стоит запастись противоскользящими приспособлениями.
- На воде с течениями толщина льда везде может быть разной.
- На болотах, в отличие от рек, лед прочнее в центре, а слабее по краям.
Видео о правилах нахождения на льду
Проверка на прочность
Приехав на рыбалку, первое, что следует сделать, это проверить поверхность на прочность. Это очень важно! Если она окажется тонкой, лед треснет и человек провалится в воду. Проверка на прочность:
- Перед тем как стать на поверхность, делают его оценку. Цвет льда, который способен выдержать человека будет голубого или зеленоватого оттенка, а его поверхность абсолютно ровной, чистой и прозрачной.
- Первые шаги по поверхности делают аккуратно. Нужно вернуться, если пройдя небольшое расстояние, лед под ногами начал прогибаться и потрескивать. Если расстояние пройдено большое, то первое, что нужно сделать, это правильно распределить вес. Для этого ложатся раскинув ноги в стороны, и осторожно ползут к берегу.
- Проверить толщину можно с помощью палки или пешни, которую всегда берут с собой. Если постучать по поверхности палкой и появится характерный треск, это означает, что она очень тонкая и хрупкая. Иногда при таких действиях, вода проступает наружу.
Нужно знать, что легко провалиться в воду, если проверять прочность ударом ноги. Поэтому ни в коем случае нельзя этого делать. Определить, что поверхность непрочная и на нее нельзя выходить, можно по следующим признакам:
- Если цвет льда желтого или серого оттенка, то по нему нельзя передвигаться. Он непрочный и может сразу провалиться. Через несколько дней, его толщина станет больше, тогда можно спокойно отправляться на рыбалку.
- Из лунок вытекает вода.
- Поверхность трещит или хлюпает.
- Во время метели снег замерзает, и ледяная поверхность приобретает рыхлую, ноздреватую структуру. Нельзя выходить на этот лед, если он сформировался после первых заморозков.
Узнать прочность и толщину льда для рыбалки на крупном водоеме, сегодня можно из прогноза МЧС, которые регулярно публикуются.
Правила поведения на замерзшем водоеме
- Не экспериментируйте с проверкой прочности покрова ногами, берите с собой жердь.
- Находите уже имеющиеся утоптанные тропы.
- Если вы прокладываете такую пешеходную тропу одним из первых, пробуйте лед на прочность впереди себя палкой, избегайте мест, не вызывающих доверия.
- Запомните признаки непрочного покрытия: треск, подвижность, появление воды над поверхностью. Если это происходит, передвигайтесь от этого места расставив ноги пошире, неторопливо или даже ползком.
- Нельзя двигаться компанией (между путниками или идущими на лыжах нужен промежутков не менее 5 метров), с пристегнутыми к ногам лыжами, с надетыми на руки креплениями лыжных палок.
- Рыболовам необходимо рассчитывать число лунок на определенной площади и сверлить их на значительном расстоянии друг от друга.
- Если у вас груз есть (ранец, рюкзак), лучше закрепить его веревкой и тащить на расстоянии.
- Если возникла необходимость преодолеть участок непрочного льда, отправляйтесь туда со страхующим, Даже двигаясь на расстоянии 5 метров, он окажет помощь при несчастном случае.
- Если у вас есть такая возможность, лучше всего просверлить лунку и измерить толщину льда перед зимним походом.
- Не рекомендуется ловить рыбу поблизости от подтаявших или поврежденных участков льда.
- Запаситесь двенадцати метровой (или длиннее) веревкой , на одном ее конце должен быть груз.
Как передвигаться по льду
Перемещаться по замерзшему водоему необходимо не торопясь, пока прочность не будет тщательно проверена. Нельзя делать резкие движения и прыгать по поверхности. Если лед треснул, то уходить от опасного места нужно, передвигаясь неторопливыми скользящими движениями.
С собой обязательно нужно брать длинную веревку (10−15 м) с грузом на конце, чтобы в экстренной ситуации оказать помощь другому человеку или воспользоваться приспособлением самому.
Если ледяная поверхность затрещала и проломилась, то нельзя быстро убегать от опасного места. Человеку прежде всего нужно освободиться от груза, лечь на живот, раскинуть широко руки и выползать из опасной зоны в том направлении, откуда он пришел.
Если же рыбак провалился в полынью, главное — не поддаваться панике, а сохранять спокойствие и начинать понемногу выбираться.
Нельзя хвататься за края голыми руками. Необходимо, собравшись с силами, постараться перебросить через край полыньи сначала одну ногу, затем другую. После этого, откатившись подальше, следует буквально переползать от опасного места в том направлении, где лед достаточно крепкий.