Хорошая ремонтопригодность
Благодаря особой конструкции оболочки баллонов, их замену с лёгкостью может произвести один человек. Силовая молния по всей длине позволяет, быстро расстегнув её, вынуть пробитый баллон и заменить его на новый. Заклейка пробоины также не составляет труда и не занимает считанные минуты. Она производится латкой из такого же материала ПВХ, накладываемой на повреждённое место без предварительной осушки, обработки ацетоном или другим обезжиривателем. Заплатка ставится снаружи. После нанесения на оболочку и заплатку клея, поверхности прижимаются между собой на минуту влажной тряпкой, и всё.
ХАРАКТЕРИСТИКИ БАЙДАРОК
Как и любое судно байдарка обладает несколькими характеристиками:
- 1. Размерения
- 2. Остойчивость.
- 3. Непотопляемость.
- 4. Ходкость.
- 5. Управляемость.
- 6. Вес.
- 7. Время и удобство сборки.
- 8. Живучесть и ремонтопригодность.
Не вдаваясь в теорию судостроения, необходимо заметить, что все эти характеристики взаимосвязаны и любое судно — это компромисс между ними.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ХАРАКТЕРИСТИКАХ.
1. Размерения Длина, ширина , высота борта, осадка. Размерения современной двухместной байдарки:
- 1.1 Длина от 4,5 до 6 м
- 1.2 Ширина от 0,6 до 1 м
- 1.3 Высота от 0,25 до 0,40 м
- 1.4 Осадка от 0,1 до 0,2 м
2. Остойчивость Способность судна противостоять действию внешних сил, стремящихся наклонить его в поперечном и продольном направлениях и возвращаться прямое положение после прекращения их действия. Остойчивость прямо пропорциональна ширине и длине байдарки и обратно пропорциональна высоте общего центра тяжести (байдарки, экипажа, груза). Остойчивость также зависит от формы подводной части суда. Наиболее благоприятной формой является прямоугольная, наименее половина круга. При смещении груза или экипажа к одному из бортов остойчивость падает. Выводы: при равном водоизмещении наиболее остойчивой будет лодка короткая и широкая, с тупым носом и кормой, груз и экипаж расположены на самом дне. 3. Непотопляемость Способность судна оставаться на плаву и сохранять свои мореходные качества в случае пробоины или затопления. Каркасная байдарка без дополнительных емкостей плавучести при затоплении уходит на дно. Поэтому при перевороте байдарки, когда она плавает кверху днищем, не стоит пытаться перевернуть ее на плаву. Следует отбуксировать ее на берег и там переворачивать. Для обеспечения непотопляемости в нос и корму помещают надувные емкости (детские надувные мячи, надувные игрушки). Каркасно-надувные байдарки при затоплении ведут себя лучше (за счет бортовых баллонов), но не намного. Залитой водой каркасно-надувной байдаркой управлять можно, но очень тяжело. Надувные байдарки при полном заливании остаются на ходу и приемлемо управляются. При перевороте кверху днищем, при установке байдарки на ровный штиль, практически вся вода выливается через борт. При определенном навыке опытный экипаж при перевороте надувной байдарки способен перевернуть ее обратно и взобраться на борт. 4. Ходкость Cпособность развивать определенную скорость при заданной мощности двигателя (для байдарки-экипажа). Зависит от сопротивления воды и эффективности двигателя. Эффективность двигателя для байдарки-это хорошая физическая подготовка экипажа, правильная техника гребли и хорошее весло. Сопротивление воды состоит из трех составляющих:
- Сопротивление трения. При одинаковой скорости сопротивление трения тем больше, чем больше смоченая поверхность корпуса и меньше гладкость поверхности.
- Сопротивление формы. Сопротивление формы увеличивается при неправильных обводах подводной части судна. У надувных байдарок из-за формы ватерлинии (линия пересечения корпуса с водой) менее совершена по сравнению с каркасным байдарками.
- Волновое сопротивление. Каждое судно при движении образует поперечные волны, носовую и кормовую. Длина волны зависит только от скорости судна:
Скорость судна, км/ч 3,6 5,4 7,2 9 10,8 Длина волны, м 0,64 1,44 2,6 4,0 5,7 При длинне волны большей чем длинна байдарки волновое сопротивление резко возрастает.
Выводы: наиболее ходкой будет байдарка максимальной длины, с острыми ватерлиниями в носу, плавным подъемом днища к корме, с максимально гладкой поверхностью днища, с отсутствием крупных заплат. 5.Управляемость Устойчивость на курсе и поворотливость — два противоположных качества. Длинная байдарка с прямой линией киля с выраженными штевнями, будет устойчивой на курсе. Короткая с подъемом линии киля и оконечностями, без выраженных штевней, будет хорошо крутиться, но плохо стоять на курсе. 6.Вес За счет дюралевого набора каркасная байдарка будет тяжелее в 1,5-2 раза чем надувная, при условии одинаковых размерений. Время и удобство сборки. Каркасная и каркасно-надувная байдарка собираются минут за 40, надувная минут 10-15. По опыту, без использования ненормативной лексики и прищемленных пальцев, каркасные байдарки не собираются, а иногда и не разбираются. 8. Живучесть и ремонтопригодность. Основная опасность для надувных байдарок — разбитые бутылки и гвозди в досках на берегу. Пробить надувную байдарку на воде при мне не удавалось никому и никогда. Ремонт элементарен – приклеить заплату нужным клеем например «момент кристалл». Единственный способ убить надувную байдарку — накачать ее до звона, а затем оставить на солнце. В этом случае байдарка может пойти по швам. На старых надувных резиновых лодках это раньше встречалось, на современных байдарках слышать не приходилось. У каркасных байдарках при навалах на камень или бревно пробивается шкура. При сильном ударе возможна поломка стрингеров и шпангоутов, при навалах на камни и перевороте байдарку можно сломать пополам. Ремонт заключается в зашивании и заклеивании дыр, выгибании труб, замене срезанных заклепок винтами и т.д. Выводы: на каркасных и каркасно-надувных байдарках следует избегать столкновений с камнями, бревнами, навалов на скальные или бетонные берега, пирсы, мостики и т.д. На надувных байдарках при необходимости можно переваливать через бревна, камни, если нет гвоздей, острых сучков, металлического мусора.
Выбор вместимости
Байдарка Голавль выпускается в нескольких модификациях по грузоподъёмности и вместимости. Цифры в маркировке обозначают грузоподъёмность. Так, Голавль 110, Голавль 120 и Голавль 130 – это байдарка надувная одноместная, используемая обычно рыбаками и охотниками. Голавль 140 и Голавль 220 – байдарка надувная двухместная; первая хороша для походов выходного дня без багажа, вторая – для более продолжительных путешествий. Голавль 330 считается 3-4-местной байдаркой.
Это интересно: Байдарка своими руками
Итак, учитывая всё вышесказанное, можно сделать однозначный вывод о справедливости оценки пользователей и экспертов, поставивших Голавль по совокупности параметров на первое место в рейтинге надувных байдарок.
Какие бывают
Современный рынок способен предложить три типа байдарок: каркасно-надувные, каркасные и надувные. У каждого вида присутствуют как достоинства, так и некоторые недостатки. Крайне важно не совершить ошибку и выбрать модель, которая бы соответствовала ряду характеристик для определенного вида отдыха. Зачастую речь идет о неспешном сплаве по водным артериям или рыбалке на водоеме.
Следует отметить, что байдарки не стоит использовать на участках, где попадаются каменистые пороги и бурлящие потоки. Рекомендация касается только любительских моделей. Профессиональные оснащены более действенной защитой и прочным корпусом. Для большего удобства выбора следует предварительно изучить обзор популярных моделей и новинок ведущих мировых производителей.
Для новичков и непродолжительных походов рекомендуется использовать надувные конструкции. Подобные изделия относятся к категории универсальных, поэтому также могут применяться для рыбалки и спусков на воде. Что может быть лучше тихого плавания с рассматриванием живописных берегов в выходной день? Для такого отдыха используются надувные конструкции, которые оснащены прочным каркасом, который состоит из двух баллонов (бортовых).
За прочность и износостойкость отвечает специальное ПВХ покрытие надувных элементов. Помимо прекрасного внешнего вида, самые хорошие модели оснащены защитой от агрессивных сред, вредных микроорганизмов, плесени. Преимущества той или иной конструкции приведены в сравнительной таблице, которая расположена ниже.
Преимущества использования надувных конструкций
Критерии выбора | Описание |
Максимальная проходимость | Применяются не только для неспешных прогулок, но и спусков по неспокойным рекам (специальные модели). Качественные изделия изготовлены из высокопрочных материалов, которые с легкостью способны пережить подобные испытания. |
Устойчивость | Вопреки ошибочному мнению покупателей, надувные конструкции весьма устойчивы на воде. К тому же ими легко управлять, с чем способен справиться даже новичок. Применяются для спуска с горных рек при любых погодных условиях. |
Быстрый спуск на воду | В комплекте с надувными байдарками всегда идут насосы. С их помощью можно полностью надуть изделие из ПВХ за 10-15 минут. |
Объем | После использования изделие сдувается и скручивается в компактный рулон, который после помещается в фирменный мешок. При необходимости, конструкцию можно разместить в туристическом рюкзаке или дорожной сумке. |
Минимальный вес | Этот аспект крайне важен, ведь байдарку предстоит перемещать по суше. С надувной конструкцией никаких проблем не возникнет, ведь вес набора редко достигает отметки в 10 кг. |
Надувные байдарки для туризма
В России огромное количество рек, подходящих для сплавов на байдарках. Карелия, Кольский полуостров, Южный и Приполярный Урал, Горный Алтай, Новгородская область, Кабардино-Балкария. В каждом регионе есть спокойные водоемы для расслабленного отдыха, а в горных местностях есть реки, где можно получить серьезную дозу адреналина. Сплавы на катамаранах и рафтах становятся все популярнее, но байдарки не сдают своих позиций, ведь есть у них ряд весомых достоинств.
Байдарка «Гарпун»
Байдарка «Гарпун» производится . Плавсредство имеет длину 4,7 метра, ширину – 0,85 м, при этом вес судна составляет не более 16 кг. Стоимость изделия – от 550 у.е. На рынок «Гарпун» вышел еще в 2000 году, и стал тогда концептуально новым изделием благодаря минимальному количеству элементов каркаса. Предназначено судно для использования по пресноводным и соленым водоемам без сильных порогов. Спокойная вода наиболее комфортна для путешествий на «Гарпуне».
Виды надувных байдарок для туризма
Классифицировать туристические байдарки можно по различным основаниям. В первую очередь по количеству гребцов:
Четыре человека для байдарки – это максимум. Для большего количества людей лучше присмотреть другое плавсредство, или поделить компанию на компактные экипажи и взять на сплав несколько байдарок. Ведь главное достоинство этих лодок – скорость и маневренность, здесь они явно выигрывают у катамаранов и рафтов.
Лучшие одноместные байдарки
Подобные модели предназначены для одиночного использования в туристических или спортивных целях. Они обладают малыми габаритами и весом, поэтому могут транспортироваться в собранном виде.
Вольный Ветер «Одиссей 370»
4.9
★★★★★
оценка редакции
94%
покупателей рекомендуют этот товар
Армированный корпус модели не боится встречных коряг, камней в порогах и других речных препятствий. Байдарку не нужно долго просушивать при выходе на берег или перед хранением. Для накачивания может использоваться насос любого типа.
Длина судна 3,7 м, грузоподъемность — 170 кг. К особенностям модели следует отнести наличие самоотлива, что облегчает прохождение сложных участков реки, порогов и т.д. Надувной штевень обеспечивает высокие ходовые качества и безопасность движения на высокой скорости.
Достоинства:
- амортизация;
- курсовая устойчивость;
- высокая проходимость;
- малый вес.
Недостатки:
- монобалонная конструкция.
Байдарка «Одиссей 370» крайне универсальна: она может использоваться для быстрого хождения по стоячей воде или эффективного преодоления крутых речных спусков.
Stream Хатанга-1 Travel
4.9
★★★★★
оценка редакции
92%
покупателей рекомендуют этот товар
Основа каркаса лодки состоит из одного продольного элемента. Он объединяет в себе кильсон, распорки в носу и корме, шпангоуты и штевни.
Сборка конструкции не требует специальных знаний или больших усилий. Закрытая палуба защищает владельца и перевозимые вещи от намокания.
Длина байдарки составляет 370 см, диаметр баллона — 26 сантиметров. Расположенные на деке специальные кольца и резинки позволяют надежно зафиксировать багаж.
Место посадки оснащено специальными влагоотталкивающими юбками, что гарантирует его герметизацию. Комфортному расположению гребца способствует наличие надувного сидения, подушки и мягкой спинки.
Достоинства:
- 4 гермоотсека;
- повышенная износостойкость;
- простота сборки;
- удобное сиденье.
Недостатки:
- небольшая грузоподъемность.
Stream Хатанга 1 Travel отлично подойдет неопытным байдарочникам. Она предназначена для движения по озерам и рекам с несложными порогами и умеренным течением.
Сталкер «Щука-1»
4.8
★★★★★
оценка редакции
88%
покупателей рекомендуют этот товар
Благодаря использованию крестовидных распорок, надувные баллоны надежно прижаты к бортам байдарки. Верхняя часть оснащена специальными юбками, защищающими деку от попадания воды.
Все используемые в конструкции материалы отличаются устойчивостью к гниению, что облегчает обслуживание и продлевает срок эксплуатации модели.
Несмотря на жесткость и прочность каркаса, лодка весит всего 8 килограммов. Благодаря этому она быстро разгоняется при отсутствии сильного ветра и удобна при спуске на воду. Плоское дно, осадка 10 см и вертикальная гибкость способствуют устойчивости и комфортному хождению вблизи берега.
Достоинства:
- удобство хранения;
- большая грузоподъемность;
- малый вес;
- быстрый разгон.
Недостатки:
- утомительная и долгая сборка.
Щука-1 предназначена для передвижения по открытой воде. Байдарка хороша для одиночных путешествий с грузом.
Тритон «Вектор-1»
4.7
★★★★★
оценка редакции
85%
покупателей рекомендуют этот товар
Большая длина киля и узкие борта с надувными баллонами этой лодки позволяют ей развивать высокую скорость и сохранять курсовую устойчивость.
В носу и корме байдарки расположены водонепроницаемые люки, предназначенные для хранения личных вещей или гермоупаковок.
Вес байдарки составляет 18 кг, грузоподъемность — до 150 кг. Сиденье гребца устанавливается на стрингерах, что обеспечивает надежную фиксацию банки. Жесткий корпус лодки гарантирует защиту при столкновениях или преодолении препятствий.
Достоинства:
- курсовая устойчивость;
- удобная посадка;
- прочный корпус;
- быстрый разгон;
- вместительные люки.
Недостатки:
- невысокая маневренность.
Тритон Вектор-1 станет отличным приобретением для опытных туристов или спортсменов. Прекрасное решение для озерного или морского хождения.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ
15 лучших радиоуправляемых игрушек
Другим основанием для классификации являются конструктивные особенности.
Монобалонные модели. Представляют собой цельную конструкцию и изготавливаются из армированного ПВХ. В полностью надувной байдарке жесткость и устойчивость задаются хорошо накачанными баллонами в бортах и днище лодки. Но объемные баллоны уменьшают полезное пространство внутри. Крупным мужчинам тесно сидеть, мало места для багажа, значит, в многодневный поход не отправишься.
Двухслойные конструкции. Такие байдарки состоят из внешней оболочки и вставных внутренних баллонов. У таких моделей сформирован хорошо очерченный нос и киль. Лодка становится более устойчивой на волне, твердо держит курс, надувные борта препятствуют переворачиванию. Но днище, как правило, плоское, что не дает развивать высокую скорость.
Это интересно: Как вязать калмыцкий узел: схема
Каркасно-надувные. Для прочности усиливаются металлическими элементами. Объем баллонов становится меньше, некоторые производители кладут два ряда баллонов. Например, Вега-3 от Питерской компании Time Trial.
Какие бывают байдарки
Современные маломерные запалубленные судна, так популярные среди любителей активного отдыха, различают по виду и типу конструкции.
Виды байдарок
Разборная
Плавсредство, собираемое из металлических деталей и «шкуры» – специальной ткани, натягиваемой на каркас. В комплект могут входить надувные баллоны, дающие лодке большую непотопляемость. Все детали хранятся в рюкзаке, что позволяет путешествовать и в пешем порядке, не только по воде.
Неразборная
Как правило, изготовлена из пластика или полиэтилена, с цельным корпусом, дающим преимущество в скорости передвижения по воде. Рассчитана на одного гребца. Разработаны, прежде всего, для спорта, а уже потом для отдыха на воде.
Типы
Каркасная
Судно с жестким каркасом, определившим его название, из дерева или металла. Оболочка делается из ПВХ или другого водонепроницаемого материала. Длинные модели более быстроходны. Преимущества каркасников заключаются в большой грузоподъемности и низкой осадке, однако такая модель громоздкая, при транспортировке доставит немало хлопот, да и на правильную сборку придется потратить много времени.
Надувная
В продаже представлены двухслойные и однослойные. Оснащены надувными баллонами, шкура – из ПВХ, «скелета» нет. Они весят гораздо меньше каркасных, просто собираются (главное, не забыть насос) и отлично ведут себя на воде, не боясь порогов, но сильных волн не любят, поэтому могут опрокинуться.
Каркасно-надувная
Универсальное изобретение с каркасом и надувными баллонами. Самый оптимальный вариант для туризма. Собираясь в сплав всей семьей, стоит подумать о покупке этой модели: остойчивость, непотопляемость, хорошая проходимость по мелководью – вот отличительные особенности такой лодки. Однако за счет баллонов страдает вместительность, да и тяжеловата. К недостаткам следует отнести длительное время, уходящее на сборку.
Пластиковая
С литым корпусом, прочная. О протечках можно не беспокоиться. Рассчитана на одного гребца. Скоростная, удобная, с большим сроком службы, но есть 2 минуса: неразборная – проблематично везти к месту сплава и хранить, а также внушительный вес. Но если большое путешествие не планируется, то одноместный каяк – это то, что нужно для приключения с водными препятствиями.
Сравнительная таблица:
Тип | Каркасные | Каркасно-надувные | Надувные | Цельнолитые |
Средний вес, кг | 30 | 27 | 20 | 35 |
Остойчивость | Средняя | Хорошая | Хорошая | Слабая |
Грузоподъемность, кг | до 550 | до 500 | до 300 | до 600 |
Ходкость | Хорошая | Хорошая | Средняя | Высокая |
Внутренний объем | Большой | Средний | Малый | Очень малый |
Непотопляемость | Слабая | Хорошая | Отличная | Слабая |
Цена за новую лодку, рублей | От 15000 | От 25000 | От 30000 | От 20000 |
Лодки из не армированного ПВХ
Китайские лодки или лодки из не армированного ПВХ очень популярны на мировом рынке: они дешевые, легкие, компактные. Армированный ПВХ, из которого делают лодки в России, выглядит так: плотный корд (армированное полотно) и с двух сторон слои из ПВХ. Не армированный ПВХ отличается тем, что там нет корда, который обеспечивает прочность материала на разрыв и прокол.
Этим обусловлены отличия китайских лодок:
Они легкие и компактные, НО держат невысокое давление и ненадежные на прокол и разрыв. Такие лодки делают на станках без участия человека, используя гребешковую сварку, швы таких лодок сварные (без клея), благодаря чему эта технология ставится на поток в Китае и цена этих лодок снижается в разы.
Итоги по китайским лодкам:
Это будет один из лучших вариантов для Вас, если Вам нужна лодка на 5-10 минут перебраться через водоем или добрать дичь: она будет самой дешевой, самой легкой и самой компактной в сложенном виде, весла и насос не нужны (накачивать будете ртом, а весло вырежете на берегу). Такую лодку и выкинуть будет не жалко, и нести не тяжело. Приведу пример: у нас в продаже есть лодка 60 кг грузоподъемностью и весом полного комплекта 1 кг. Вещей много в ней не увезешь, но места она занимает очень мало, в карман куртки войдет вся лодка.